Критерии и методы оценки КС
Критерий (греч kriterion) – признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо.
В качестве главных критериев оценки КС выделяют четыри основных признака: правильность выполнения движения, быстроту результата, рациональность движений и действий и двигательную находчивость.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К качественным характеристикам оценки КС относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а к количественным – точность, скорость, экономичность и стабильность движений.
В этой связи свои КС ученик может проявлять только через одно какое либо свойство; например, это точность попадания в цель. Однако человек проявляет КС значительно чаще через совокупность выше представленных свойств, координируя свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (передвижение на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач, ударов по мячу).
Это надо учитывать учителю как при выборе и разработке соответствующих тестов, так и при анализе показателей полученных в результате тестирования.
Оценивая КС, учитель должен иметь в виду, вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других – скрытые (относительные) показатели. Абсолютные показатели выражают уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей школьника. Относительные показатели позволяют судить о проявлениях КС с учетом этих возможностей. Например время челночного бега 3 по 10м – это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10м и времени бега на 30м по прямой – относительный
Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.
Метод наблюдения – может многое сказать опытному и подготовленному педагогу о том, как развиваются КС у его воспитанников. Однако с помощью этого метода можно получить лишь приблизительные характеристики развития КС.
Метод экспертных оценок – для этого учитель приглашает в школу опытных специалистов, которые высказывают свое мнение о степени развития различных КС ученика. Однако не всегда можно найти специалистов высокой квалификации в данном вопросе
, а полученная информация всегда будет носить субъективную характеристику степени развития КС.
Аппаратурные методы – позволяют получить достаточно точные количественные оценки уровня развития КС и отдельных компонентов. Для этого используют координациомеры, тремометро-координациомеры для измерения точности, быстроты и экономичности движений. Для измерения точности воспроизведения, оценки и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров применяют динамометры, кинематометры, рефлексометры и стабилографы для определения поддержания равновесия.
Однако необходимо учитывать ограниченность применения этих методов в измерении КС, особенно в условиях школы, их дороговизну и невозможность определения КС как целостное психомоторное образование.
Двигательные тесты – основной метод диагностики КС у учащихся.
В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, желательно чтобы не требовалось сложное оборудование и они были достаточно просты по условиям организации и проведения. Желательно каждую отдельную КС изучать с помощью нескольких однородных тестов, что дает возможность получить надежную оценку уровня её развития.
(
В.И. Лях 2000)
К числу основных КС относятся:
Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных пространственных, силовых)
Способность к ориентированию в пространстве
Способность к равновесию