Средства развития КС
В качестве средств развития КС детей шк. возраста можно использовать разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолением трудностей по координации движений; требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выборе сложных в координационном отношении двигательных действий; являются новыми и необычными для исполнителя.
Упражнения, удовлетворяющие хотябы одному из этих требований, называют координационными.
Наиболее широка и разнообразна группа общеподготовительных координационных упражнений. При их использовании необходимо учитывать время, которое можно выделить без ущерба для других упражнений в процессе внеклассных, внешкольных или самостоятельных занятий; возрастные особенности (в мл. школьном возрасте доля их использования выше чем в остальных); половые и индивидуальные различия.
Условно эти упражнения можно разделить на:
1) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений, сюда входят новые упражнения или варианты, рекомендованные школьной программой.
2) увеличивающие двигательный опыт: упражнения в парах и одиночные, с предметами и без, простые и сложные упражнения, при различных положениях тела.
3) общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, спорт игры).
4) с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий и т.д.)
Круг специально-подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относят:
1) подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий того или иного вида спорта.
2) развивающие упражнения, направленные главным образом на развитие специальных КС, относящихся к конкретным видам спорта
3) упражнения, развивающие специфические КС: к ориентированию в пространстве, ритму, равновесию, вестибулярной устойчивости и др.
4) упражнения, вырабатывающие и улучшающие специализированные восприятия (чувство планки, оружия, снаряда, воды); сенсомоторные реакции (в боксе, фехтовании, борьбе); мнемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота, способность к предвидению ситуации, инициативность); речемыслительные процессы (проговаривание вслух с одновременным осмыслением двигательных действий).
В соответствии с принципом преимущественного воздействия на КС координационные упражнения можно разделить на аналитические и синтетические. К первые направлены преимущественно на развитие КС, относящихся к однородным группам двигательных действий, например циклические движения, бег на лыжах.
Синтетические координационные упражнения содействуют развитию двух и более КС, например бег с препятствиями, круговая тренировка, спортивные игры.
(Лях В.И. 2000 №5)