Методы развития КС
Методы вариативного упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования к первым можно отнести три группы методических приемов:
Первая группа – приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:
1) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления)
2) изменение силовых компонентов (прыжки в длину в пол силы, в треть силы)
3) изменение скорости или темпа движений (выполнение ОРУ в среднем, быстром и замедленном темпе)
4) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или высоту)
5) изменение исходных положений (выполнение ОРУ в положении стоя, лежа, сидя, в приседе)
6) варьирование конечных положений (бросок мяча в верх из И.п. стоя – ловля сидя)
7) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке)
8) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту с использованием разных вариантов техники прыжка)
Вторая группа – приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
1) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши)
2) комбинирование двигательных действий (соединение хорошо освоенных акробатических и гимнастических элементов в новую комбинацию)
3) зеркальное выполнение упражнения (смена толчковой ноги в прыжках)
Третья группа – приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:
1) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий
2) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования
3) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата.
4) совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки или на фоне утомления.
5) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль
6) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (отработка финта только на проход в лево)
Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:
1) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды
2) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря.
3) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров.
4) игровое варьирование связанное с использованием игрового и соревновательного методов.
Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании КС в мл. школьном возрасте, не строго регламентированные – в старшем.
Широкое применение в развитии КС занимают игровой и соревновательный методы. Также используют специализированные средства и методические приемы: средства кино циклографической и видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализировать технику движений, метод идеомоторного упражнения – мысленное воспроизведение двигательных ощущений, методические приемы лидирования и т.д.
(Лях В.И. 2000 №4)