Введение
В настоящее время учебный процесс в технических вузах требует постоянного совершенствования и обновления, так как в обществе происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс всё больше осознаётся как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная «ситуация» в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в высших технических учебных заведениях. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения теперь являются его компетентность и мобильность. В этой связи «акценты» при изучении учебных дисциплин (в особенности дисциплин физико-технического цикла) переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самих студентов. Успешность достижения этой цели зависит не только от наличия процесса усвоения знаний (то есть наличия
как такового), но и от «формы усвоения» этих знаний – усваиваются ли они индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения и т.д. Модификация процесса усвоения знаний студентами неизбежно приводит к разработке и внедрению в вузовский учебный процесс инновационных методов обучения, которые всё настойчивее «пробивают себе дорогу» в технических вузах. Одним из таких методов является «спортивный метод
» (данное название употребляется как устоявшееся словосочетание, закрепившееся в педагогической литературе 2002-2006 гг. [27, 28]).
Данная работа посвящена описанию «спортивного метода» как такового, а также систематизации данных о внедрении этого педагогического новшества в среде технического вуза (исследования проводились на базе Тамбовского ГТУ, Тамбовской ДЮСШ № 3 в 2000-2002 гг.).
При написании данной работы в качестве основных источников информации использовались работы ведущих отечественных педагогов-теоретиков и педагогов-практиков, таких как Н.В. Бордовская, А.А. Реан, М.Я. Виленский, П.А. Рымкевич, С.И. Гессен, И.П. Подласый, Н.Ф. Талызина, С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, П.И. Образцов, В.М. Косухин, Ю.К. Бабанский [3, 6, 7, 21, и др.].
Данная работа преследовала цель решения следующих педагогических задач:
· выявление экспериментальным путём наиболее эффективных физкультурно-спортивных методов педагогического воздействия на студентов технического вуза в процессе изучения ими конкретных разделов дисциплин физико-технического цикла;
· определение личностного отношения студентов к применяемым в учебном процессе педагогическим инновациям;
· осуществление на практике разработанных педагогических методик – в процессе преподавания цикла спецдисциплин в течение нескольких месяцев на инженерных факультетах Тамбовского государственного технического университета.