Реализация в практике преподавания инженерно-технических дисциплин во втузе нетрадиционных спортивно-педагогических подходов
Изучению двигательной активности человека и её влиянию на формирование организма посвящено большое количество исследовательских работ. В частности, в течение последних 100 лет усиленно изучается вопрос о роли двигательного режима в становлении интеллекта и познавательных способностей детей и подростков в сенсомоторном периоде их развития. Так, выдающийся советский психолог П.Я. Гальперин исследовал процесс формирования способностей к изучению математики и физики у детей младшего школьного возраста и их взаимосвязь с двигательной деятельностью [27, 28].
Существуют мнения, что сознание и мышление – это результат скрытой мышечной деятельности [26]. Связь двигательной деятельности с психикой и интеллектом в своих исследованиях доказывал виднейший отечественный физиолог и педагог спорта ХХ века Н.А. Бернштейн [27, 28]. Продолжая исследования, начатые этим великим учёным, в последние десятилетия изучением умственной работоспособности на фоне утомления, полученного после перенесённой физической нагрузки, занимались многие видные отечественные педагоги: Л.С. Богаченко, Ю.М. Пратусевич, В.Я. Кряжев, А.Н. Кабанов, Н.А. Фомин, Ю.Н. Гончаров, Е.М. Иванов, Е.Л. Бажанова, С.Д. Антонюк [1, 2, 4, 7, 8, 12, 25 и др.].
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается специальное направление спортивной педагогики – игротерапия [1, 2], которая призвана решать проблемы развития мышления школьников и студентов путём использования игры (в т.ч. спортивной). По мнению С.Д. Антонюка [1, 2] «внедрение концепции спортивно-игровой тренировки в сочетании с обучением» в методику преподавания различных дисциплин (в т.ч. в методику преподавания физики и некоторых инженерных дисциплин) может «оказаться решающим фактором преобразования менталитета педагогов», работающих со студентами технических вузов.
Под влиянием средних по продолжительности (20-30 минут) физических нагрузок в центральной нервной системе происходят сдвиги, выражающиеся в усилении процесса возбуждения при одновременном упрочении внутреннего торможения. Эти сдвиги сохраняются в течение 2½ часов – во время самостоятельной работы студентов по программам учебных дисциплин (физика и др.), а в некоторых случаях сдвиги после 1-2 часов умственной работы даже усиливаются [11, 17, 18].
Нельзя не отметить, что для нормальной деятельности головного мозга необходимо, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, от общей массы которого 40-55 % составляют скелетные мышцы. «Движения мышц – источник громадного числа нервных импульсов, которые поддерживают головной мозг в нормальном, “рабочем” состоянии» [13, 20]. Отсюда понятно, почему умственная работоспособность в немалой степени зависит от уровня физического развития и какую огромную роль в этом играет целенаправленная физкультурно-спортивная деятельность. Ещё великий педагог и гуманист XVIII века Жан-Жак Руссо в своём произведении «Эмиль, или о воспитании» говорил о связи умственного и физического развития. В частности, он писал: «Никак нельзя сказать, что истинный разум человека формируется независимо от тела; напротив, хорошее телосложение и делает умственные процессы лёгкими и верными» [20].
Предшественником «спортивного метода» в педагогической науке можно (с определёнными допущениями) считать «метод физического реагирования» [5, 13]. Основное правило этого метода гласит: нельзя понять то, что не «пропущено через себя». Согласно этой теории, студенты обязаны в процессе обучения любое изучаемое явление природы и техники не только представлять мысленно, но и сопровождать действием. То есть к традиционным способам запоминания здесь «подключается» ещё и мышечная (моторная) память.