Опробация разработанной профессионально-педагогической спортивной методики в условиях технического вуза

Преследуя цели опробации разработанной методики в условиях конкретного технического вуза, мы (при проведении педагогического эксперимента) организовывали учебный процесс по дисциплинам физико-технического цикла таким образом, чтобы студенты в процессе обучения могли «опираться» не на какое-то одно чувство, а на целый «комплекс из чувств» – зрение, слух, осязание, мышечное чувство и т.д., а также чтобы они могли полноценно использовать весь арсенал накопленных знаний и умений. То есть при осуществлении педагогического процесса мы «задействовали» все «каналы входа» информации, сочетая их работу. Это побудило нас к проведению комплексного педагогического эксперимента, в котором оценивалась бы эффективность одновременного применения в учебном процессе наиболее известных инновационных педагогических методик («экспериментальный метод» [27, 28], образно-логический метод [5, 27], метод мысленных ассоциаций [27, 28] и др.) совместно со «спортивным методом».

Этот эксперимент был проведён нами (в ходе преподавания разделов «гидравлика

» и «термодинамические процессы

» в рамках дисциплин «Процессы и аппараты химических технологий

» и «Машины и аппараты химических производств

») в течение января-июня 2002

года среди студентов 3-4-х курсов механико-машиностроительного факультета Тамбовского государственного технического университета

. Ниже приведены основные результаты эксперимента (табл. 2).

Таблица 2

Результаты комплексного педагогического эксперимента по оценке степени влияния нетрадиционных педагогических методик изучения гидро- и термодинамических явлений на учебный процесс во втузе (в области дисциплин физико-технического цикла)

Степень влияния

Параметры

Сильная

Слабая

Не выражена

Общая успеваемость группы студентов, судя по отсутствию академической задолженности по физико-техническим дисциплинам учебного плана. (Оценивается положительная динамика в успеваемости).

+

Общая успеваемость группы студентов, судя по оценке её преподавательским составом. (Оценивается положительная динамика в успеваемости).

+

Общая успеваемость группы студентов, судя по субъективной оценке её со стороны самих студентов, принимавших участие в исследовании. (Оценивается положительная динамика в успеваемости).

+

Общая успеваемость группы студентов, судя по субъективной оценке её со стороны студентов, не принимавших участия в исследовании. (Оценивается положительная динамика в успеваемости).

+

Главным результатом внедрения и опробации разработанных инновационных профессионально-педагогических спортивных методик в условиях Тамбовского государственного технического университета стало привлечение студентов к творческой научно-исследовательской деятельности, что выразилось в проведении ими реальных научных экспериментов по изучению гидро- и термодинамических особенностей процессов сушки. Накопленные таким образом знания и навыки (в области гидро- и термодинамических явлений) студенты реализовывали в ходе конструкторско-изобретательской деятельности, в ходе креативной творческой деятельности при совместном написании статей и докладов на конференции различного уровня, а также в ходе установления контактов с предприятиями (потенциальными работодателями для будущих инженеров).

Нельзя не отметить и такой положительный результат внедрения разработанных нами педагогических инноваций, как совершенствование и модернизация педагогического процесса на тех кафедрах, где проводился эксперимент (это, главным образом, кафедры «Химическая инженерия

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>