Опробация разработанной профессионально-педагогической спортивной методики в условиях технического вуза
Преследуя цели опробации разработанной методики в условиях конкретного технического вуза, мы (при проведении педагогического эксперимента) организовывали учебный процесс по дисциплинам физико-технического цикла таким образом, чтобы студенты в процессе обучения могли «опираться» не на какое-то одно чувство, а на целый «комплекс из чувств» – зрение, слух, осязание, мышечное чувство и т.д., а также чтобы они могли полноценно использовать весь арсенал накопленных знаний и умений. То есть при осуществлении педагогического процесса мы «задействовали» все «каналы входа» информации, сочетая их работу. Это побудило нас к проведению комплексного педагогического эксперимента, в котором оценивалась бы эффективность одновременного применения в учебном процессе наиболее известных инновационных педагогических методик («экспериментальный метод» [27, 28], образно-логический метод [5, 27], метод мысленных ассоциаций [27, 28] и др.) совместно со «спортивным методом».
Этот эксперимент был проведён нами (в ходе преподавания разделов «гидравлика
» и «термодинамические процессы
» в рамках дисциплин «Процессы и аппараты химических технологий
» и «Машины и аппараты химических производств
») в течение января-июня 2002
года среди студентов 3-4-х курсов механико-машиностроительного факультета Тамбовского государственного технического университета
. Ниже приведены основные результаты эксперимента (табл. 2).
Таблица 2
Результаты комплексного педагогического эксперимента по оценке степени влияния нетрадиционных педагогических методик изучения гидро- и термодинамических явлений на учебный процесс во втузе (в области дисциплин физико-технического цикла)
Степень влияния Параметры | Сильная | Слабая | Не выражена |
Общая успеваемость группы студентов, судя по отсутствию академической задолженности по физико-техническим дисциплинам учебного плана. (Оценивается положительная динамика в успеваемости). | + |
|
|
Общая успеваемость группы студентов, судя по оценке её преподавательским составом. (Оценивается положительная динамика в успеваемости). | + |
|
|
Общая успеваемость группы студентов, судя по субъективной оценке её со стороны самих студентов, принимавших участие в исследовании. (Оценивается положительная динамика в успеваемости). | + |
|
|
Общая успеваемость группы студентов, судя по субъективной оценке её со стороны студентов, не принимавших участия в исследовании. (Оценивается положительная динамика в успеваемости). |
| + |
|
Главным результатом внедрения и опробации разработанных инновационных профессионально-педагогических спортивных методик в условиях Тамбовского государственного технического университета стало привлечение студентов к творческой научно-исследовательской деятельности, что выразилось в проведении ими реальных научных экспериментов по изучению гидро- и термодинамических особенностей процессов сушки. Накопленные таким образом знания и навыки (в области гидро- и термодинамических явлений) студенты реализовывали в ходе конструкторско-изобретательской деятельности, в ходе креативной творческой деятельности при совместном написании статей и докладов на конференции различного уровня, а также в ходе установления контактов с предприятиями (потенциальными работодателями для будущих инженеров).
Нельзя не отметить и такой положительный результат внедрения разработанных нами педагогических инноваций, как совершенствование и модернизация педагогического процесса на тех кафедрах, где проводился эксперимент (это, главным образом, кафедры «Химическая инженерия