Введение
Тема «О духовно-нравственном воспитании» (по работам Л.Н. Толстого) выбрана не случайно. В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества педагогические поиски Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом аспекте, сколько в неопределенности целей и содержания образования. Важно не только увидеть опасность нравственной опустошенности, на которую обрекают детей, подростков и юношество нынешние дельцы массовой культуры, свободные бизнесмены индустрии развлечений. Важнее предложить меры, которые позволят уберечь общество от духовного «чернобыля», охранить подрастающие поколение от морального уродства. Забота о духовном развитии детей и молодежи не может ограничиться лишь реализацией социальной политики государственных органов. В период кардинальной ломки устоев общества возрастает значение общественных движений за сохранение непреходящих духовных основ общества на базе общечеловеческих ценностей. После любых общественных потрясений и деформаций, кризисов и нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем возвращения к своим предтечам, их осмысления и широкого использования накопленного предшественниками морального капитала. В истории всех наций и народов накоплен бесценный опыт воспитания детей. В раздумьях о новой школе в работах Л.Н, Толстого мы находим идеи и разработки, которые словно отражают взгляды на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества - все это заставило задуматься Л.Н. Толстого о пути реформирования образовательной системы. К сожалению, в изучении педагогических исканий долгое время существовали некоторые методологические просчеты, как следствие прямолинейного толкования, поверхностного отношения к философской специфике взглядов, замалчивание непонятных положений. Например, идеи Л.Н. Толстого о религиозно-нравственном воспитании долгое время замалчивались, как будто их просто не существовало. Сегодня, во времена бездуховности и низкой общественной культуры воспитания, нравственное воспитание на идеях гармонии и божественного начала очень привлекательно и актуально.
Несмотря на актуальность рассматриваемой темы, идеи Л.Н. Толстого о нравственно-религиозном воспитании долгое время замалчивались, в результате оказались недостаточно изучены. Поэтому, их изучение является интересным и важным с точки зрения анализа развития педагогической мысли.