Основные положения нравственно-религиозного учения Л.Н. Толстого.
В статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам» Толстой описывает свое представление о возможностях внесения в основы системы образование обучения религиозным и, как следствие, нравственным принципам бытия. Он предлагает преподавать детям нравственность следующим образом: «собрав выраженные разными мыслителями нравственные истины и изложив их доступным детям в возрасте около десяти лет языком, я разделил их на отделы и каждый день читал детям по одной мысли из одного очерка отдела и, прочтя, просил их повторить своими словами прочитанное, разъясняя непонятное и отвечая на вопросы, вызванные чтением.
Отделов таких у меня составилось около двадцати. Я говорю около двадцати потому, что я не вполне остановился на числе отделов — и то прибавлю, то убавлю их.
Главные отделы следующие: 1) Бог. 2) Жизнь в воле Бога. 3) Человек — сын Бога. 4) Разум. 5) Любовь. 6) Совершенствование. 7) Усилие. 8) Мысли- 9) Слова. 10) Поступки — дела. 11) Соблазны внутренние. 12) Соблазны внешние. 13) Смирение. 14) Самоотречение. 15) Непротивление. 16) Жизнь в настоящем. 17) Смерть. 18) Жизнь — благо.19) Вера.».
Таких нравственных истин у Толстого набралось более семисот.
Итак, по мнению Толстого, религия и нравственность являются основой образования. Задача образования состоит в развитии в человеке гуманистических задатков. Школа должна стать школой жизни человека и одновременно с этим работать на перспективу духовного развития. Именно такую возможность пропагандирует в своем учении Лев Николаевич Толстой.
Толстой стоял у истоков формирования утверждающегося в настоящее время взгляда, что духовные образования личности — это фундамент и смысловой аспект всей научной картины мира, но не был понят современниками.
До сих пор религиозно-духовные искания писателя продолжают восприниматься неоднозначно. Это сказывается на уровне научного осмысления его художественного и педагогического творчества, оценке вклада в развитие педагогической и психологической науки.
По мнению Толстого, религия и нравственность являются основой образования.
Религиозные идеи Л.Н. Толстого не столь актуальна, так как на современном этапе школа и религия обособлены друг от друга, но гуманистические и нравственные положения оказали большое влияние на образование.
Гуманистические идеи Толстого подробно проанализировали: Н.В. Кудрявая, Н.К. Ломунов, Г.П. Бердников, И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В. Вейкман. К сожалению нравственно-религиозные идеи изучены очень мало, хотя в них заложен глубокий философский смысл. Основные положения данной теории актуальны в наше время, время низкой общественной культуры воспитания.
Идеи Л. Н. Толстого позволили по-новому взглянуть на мир ребенка. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения.
Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой «реального бытия» человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.