Введение.
Гипотеза исследования:
1. Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.
2. Успешность формирования умения выразительно читать лирические стихотворения зависит от соблюдения следующих условий:
- практическое знакомство с признаками лирического стихотворения;
- выразительное чтение стихотворения учителем наизусть в процессе первичного восприятия текста учениками;
- наличие у ученика комплекса жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, вызвавших переживания, переданные в стихотворении.
- установление связи между композиционными особенностями лирического стихотворения и компонентами выразительного чтения.
Методы исследования:
· анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы;
· педагогический эксперимент;
· изучение результатов учебно-познавательной деятельности школьников;
· наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в процессе обучения.
Практическая значимость
состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 4-го класса сведений о лирическом стихотворении, в определении компонентов выразительного чтения, над которыми следует работать, а также эффективных приемов и заданий, направленных на формирование умения выразительно читать лирическое стихотворение.
Положения, выносимые на защиту:
1. Работа над лирическими стихотворениями создает большие возможности для совершенствования навыка выразительного чтения, для эстетического развития младших школьников.
2. Эффективность формирования у учащихся умения выразительно читать лирические стихотворения зависит от соблюдения следующих методических условий:
- работа ведется в двух взаимосвязанных направлениях: работа над средствами выразительности и работа над восприятием лирических стихотворений;
- работа над следующими компонентами выразительности: интонация, сила голоса, темп, логическое ударение, паузы, дыхание;
- осознание детьми зависимости между художественными особенностями лирического стихотворения и выбором средств выразительности при устном воспроизведении текста;
- учет имеющихся в опыте ребенка жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, соотнесение их с теми, что переданы в стихотворении;
- использование следующих приемов: выразительное чтение стихотворения учителем наизусть в процессе первичного восприятия текста детьми; экскурсии на природу; рассматривание репродукций картин, прослушивание записей мастеров художественного слова и композиторов.
Структура дипломной работы
: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.