Особенности лирических стихотворений

Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание, по­этому обретает особую интенсивность и насыщенность. Поэт как бы «одержим» той эмоцией, которую он поэтически выражает.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произ­ведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика тре­бует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку, поэтому лирика тяготеет к сти­хотворной речи.

Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, вызывающих в людях потреб­ность выразить свое отношение к новым явлениям, свои пережи­вания, связанные с ними. Лирика естественно, связана со всем лите­ратурным процессом, в частности со сменой различных литератур­ных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма, социалистического реализма. Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма. Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих

национальных

поэтов (Мицкевич - в Польше, Гюго - во Фран­ции, Байрон - в Англии, Пушкин, Лермонтов - в России).

Содержание и формы лирических стихотворений изменялись в связи с развитием литературы. Не редко различают лирику по тематике — политическую, философскую, любовную, пейзажную и пр. Однако надо иметь в виду что по большей части лирические произведения многотемны поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства.

Таким образом, лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.

Переживание, запечатленное в лирике, обладает необычной емкостью. Оно, оказывается близким и созвучным безгранично широкому кругу людей. Чита­тель легко отождествляет себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием.

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>