Представления при чтении лирических стихотворений
Однако характер при чтении эпоса и лирики бывает различен. В первом случае в воображении читающего последовательно развертывается «кинолента» логически связанных картин жизни. При исполнении лирических произведений в воображении чтеца часто возникают лишь отдельные образы. Эти образы у разных лиц могут сильно отличаться.
Многие лирические стихотворения дают очень мало конкретного материала для воображения. В этих произведениях мы находим выражение мыслей и чувств как результат каких-то событий, жизненных явлений, часто очень сложных. Чтец, все, продумав и представив себе в процессе подготовки, в момент чтения не может воспроизводить в сознании весь комплекс представлений. Нафантазированные картины живут в памяти чтеца и являются той основой, на которой держится правильное отношение.
Настроенность чтеца при исполнении лирики оказывает решающее влияние на успех чтения. Комплекс жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, вызвавших переживание, переданное в данном произведении, должен быть в сознании чтеца, прежде чем он начнет читать стихотворение. Свойственная лирическим произведениям краткость не позволяет надеяться на постепенное овладение определенным душевным состоянием.
Каким же образом осуществляется настроенность чтеца? Вспоминать ли ему все, что он узнал, представил себе в период работы над этим стихотворением? Нет, это невозможно и ненужно. Воспоминания могут затянуться, а ведь подготовка чтеца, когда он уже находится перед слушателями может длится лишь 1-2 секунды. Чтец должен уметь сосредоточиться («собраться»). Чтобы помочь себе, он в процессе работы отбирает мысли, факты, образы, которые вызывают у него необходимое настроение.
Таким образом, чтобы выразительно прочитать лирику, необходимо правильно уметь пользоваться интонационными средствами, как и при чтении других жанров, но, читая лирику необходимо обладать особым чутьем, нужно полностью войти в образ лирического героя и вместе с ним пережить события происходящие с ним. Жестокий и равнодушный человек вряд ли сумеет выразительно прочитать лирику, т.е. понять и передать все те чувства, которые бушевали в душе автора.