Умения, необходимые для выразительного чтения. Формирование интонационных умений
Для того, что бы научиться выразительно читать, необходимо овладеть определенными навыками и умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности. Основным умением является умение определять основную задачу. Это умение также включает в себя ряд частных умений, вычленение которых позволяет определить логическую последовательность их формирования. К ним относятся:
- умение понимать мысли героев, сопереживать им, определять свое отношение к событиям;
- умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение;
- умение правильно управлять дыханием;
- умение правильно использовать свойства голоса;
- умение выбирать нужную интонацию;
- умение правильно устанавливать логическое и фразовое ударение;
- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;
- умение подбирать нужный темп и ритм чтения;
- умение использовать мимику и жесты;
Учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать у учащихся начальной школы (14; 58) :
- умение управлять дыханием;
- умение правильно проанализировать текст;
- умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;
- умение выбирать нужную интонацию;
- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;
- умение правильно ставить фразовое и логическое ударение;
Итак, формировать умения, связанные с выразительным чтением необходимо еще в начальной школе, но не все умения целесообразно развивать в этом возрасте, а лишь некоторые.