Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение
Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части (куска).
В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.
Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова» . За немногими исключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Приведем некоторые из них:
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.
2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
Например: Сегодня морозный день.
Благодарю вас. Вы извините меня,
3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.
Например: Мне нравится не синий цвет, а зеленый. Мне нравится, а не тебе.
4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?
Например: Это приказ командира. При перестановке слов так же: (Это командира приказ.)
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением.
Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения.
Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай.
На полянке появился танк, за ним второй, третий, четвертый .
7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого- либо из действующих, лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.
Например: — Да хорошо, по-моему, — сквозь зубы процедил Федор.
Механически применять эти или другие правила постановки логических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.
Не рекомендуется, и «злоупотреблять» логическими ударениями.
Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка эта является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к подчеркиванию .— первый шаг к распространению ударения на то, что ударения не требует; это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше нет важного, потому что все важно, где все имеет значение, и потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем — понять нельзя, ибо, когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее» .
Надо научиться, не только ставить ударения, но и снимать их или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы,— это затушевывание не должно означать торопливого и неясного произношения всей фразы. «Суетливость тяжелит речь. Облегчает же ее спокойствие и выдержка» (10; 35). Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.
Итак, интонационные умения в основном формируются путем подражания учителю или мастерам художественного слова, записанных на пластинки, т.к. этим умения очень сложно научить, это физиологические процессы, которые можно лишь корректировать и направлять в нужное русло.