Методика обучения слепому методу машинописи
3. После нанесения удара палец возвращается на место, то есть на второй ряд, на котором постоянно должны находиться все восемь пальцев обеих рук как в исходном положении для очередного движения к искомым клавишам.
И дальше надо действовать в таком же порядке: громко прочитывать очередную букву, проговаривать указания на руку, палец, зону и место клавиши (вверх, на месте, вниз и т.д.)» следуя схеме ООД, производить указанным пальцем в сторону искомой клавиши нужное движение и наносить удар по клавише.
В первые минуты работы все операции производятся с обязательным громким проговариванием и очень медленно. Медленно — это нормально. Через некоторое время полное проговаривание станет ненужным, начнет мешать быстродействию, ибо многое уже запомнится. Появятся безошибочность печатания, плавность, легкость, ритмичность и начало автоматизма выполнения ряда движений-операций. В этот момент нужно «полную» учебную карту заменить на «сокращенную» (см.), по которой уже не требуется проговаривать ничего, кроме «Руки» и «Пальца». А когда и это твердо запомнится, то обучаемый будет действовать ещё быстрее, так что всякое проговаривание будет тормозить ритмичную работу пальцев, и оно само уже отпадёт, а вместе с ним станет излишним и обращение к учебной карте.
Внимательное выполнение этих простых движений с единственной задачей «НЕ ОШИБИТЬСЯ» делает их вполне увлекательными, и обучающиеся не замечают времени. Это занятие только на первый взгляд кажется однообразным и нудным, а стоит только попробовать, как работать сразу становится интересно.
Рис 1 традиционное разделение клавиатуры на зоны для ориентирования пальцев по первому методу.
Рис. 2 Разделение клавиатуры на зоны по-новому.
IV
. Особенности применения методики
для обучения учащихся среднего звена
массовой школы
В условиях массовой школы невозможно (и категорически нельзя) применять методику в том виде, в каком она была создана изначально. Это объясняется тем, что разработчики ориентировались прежде всего на взрослую аудиторию обучаемых, то есть в её (методики) основе лежит психологический, педагогический и технологический анализ деятельности взрослого
человека.
Для адаптации существующей методики к условиям массовой школы следует прежде всего учесть особенности психологии школьников соответствующей возрастной группы, а также условия обучения учащихся в массовой школе.
Во-первых, необходимо разъяснить учащимся суть метода, по которому им предстоит работать, это позволит обеспечить необходимый уровень мотивации к овладению деятельностью и поможет учителю создать благоприятную атмосферу коммуникативного общения. Также осведомлённость о сущности метода обучения способствует развитию личностных достижений школьников на мотивационно-ценностном и когнитивном уровнях. Знания о приёмах самопознания, самосовершенствования, творческих приёмах деятельности свидетельствуют о высоком уровне сформированности когнитивных личностных достижений ребёнка.