Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и методической литературе.
По мнению специалистов, ребенок овладевает разговорно-бытовой речью к 8 годам. Он еще не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио, телевидению, оседают в его памяти. Освоение языка в этот период идет очень активно, естественно и непринужденно. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем, фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают несомненное удовольствие от словесной игры. Здесь талант детей столь же очевиден, как и в их рисунках, театральных играх, в необычайной активности познания мира. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должны органически слиться.
Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности, отражая эту культуру в себе и разнообразно в ней отражаясь.
В языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Слово обладает чувственным тоном, многозначностью, образностью. Б.Л. Пастернак писал, что музыка слова — явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии гласных и согласных, отдельно взятых, а в соотношении значения речи.
Школа должна воспитать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — не автономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу можно решить, используя интегрированный подход к развитию речи в школе. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.
Существенным является формирование определенного комплекса речевых умений, необходимого школьнику в овладении словом, предложением и связной речью.
Речевое умение — умение специфическое. Оно выступает одновременно как частное и как обобщенное умение, которое связано с усвоением самых различных предметов. Речевые умения, которые формируются в процессе обучения русскому языку, на основе той функции, какую они реализуют в речи, классифицируются на: 1) речевые умения, локализирующие в пределах одной языковой единицы — орфоэпические, лексические, грамматические; 2) речевые умения устной и письменной речи — коммуникативные, стилистические, синтаксические. Речевые умения первой и второй групп взаимосвязаны: первая группа позволяет определить языковое оформление текста, а вторая — смысловую сторону в связном устном или письменном высказываниях.
Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.
Активность, интерес учащихся к языку основывается на постоянной практической деятельности, направленной на овладение языком. В первую очередь, это формирование речевых умений, необходимых для жизни, для практической деятельности.
Развитие речи объединяет изучение грамматики и правописания, с одной стороны, и обучение чтению, с другой стороны, и выражается в определенном комплексе речевых умений, связанных с овладением не только предложением, лексикой родного языка, но и умениями связно и образно передавать мысли.
Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня невозможно осуществить без широкого привлечения знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.