Природоохранное просвещение в России
Статья 74. Экологическое просвещение
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
В дошкольной педагогике становление экологического образования как нового направления началось гораздо позже, чем в системе школ и вузов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 1990-е годы, и связано оно с проявлением творческой инициативы специалистов дошкольного воспитания.
Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих:
– традиционные для отечественной педагогики методы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;
– народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;
– мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции.
Для учреждений общеобразовательного типа, к началу 1990-х годов, в отечественной педагогике были разработаны основные положения концепции экологического образования. Это стало возможным благодаря усилиям научно-педагогических работников Российской академии образования (РАО), учителей и ведущих ученых педагогических вузов страны. В 1993 г. профессором Н. М. Черновой был создан первый проект государственного образовательного стандарта по экологии для средней школы.
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 3 ноября 1994 г. №1208 “О мерах по улучшению экологического образования населения”, стимулировавшее развитие экологического образования и его финансовую поддержку из средств экологических фондов всех уровней. Это относилось в первую очередь к среднему экологическому образованию.
Следствием этих решений стало преподавание экологии как самостоятельного учебного предмета во многих средних школах. С 1994 г. предмет “Экология” введен в ряде средних общеобразовательных учреждений.
В начале 1990-х годов сформировались активные эколого-образовательные кадры, началась работа по созданию нормативно-правовой базы обязательного экологического образования в регионах России.
На этой теоретической платформе предложено (и в последующие годы разрабатывалось) включение в содержание школьного образования теоретических основ экологии в сочетании с практическими занятиями учащихся в окружающей среде. Созданы следующие три модели школьного экологического образования:
Однопредметная |
Многопредметная |
Смешанная |
В базисный учебный план школы вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности, состоящая из отдельных курсов или модулей |
Проводится экологизация действующих в школе учебных предметов |
Вводится новая дисциплина экологической направленности, одновременно экологизируются действующие в школе учебные предметы |
Экологический практикум |