Природоохранное просвещение в России
Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений обладает высокой адаптацией к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные образовательные и другие потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.
Система дополнительного экологического образования, которая складывалась в стране с 1992 г., имела достаточно прочную базу для развития, сформировавшуюся на протяжении нескольких предыдущих десятилетий. Наиболее успешно экологическое образование в системе дополнительного образования осуществляется в двух направлениях: эколого-биологическом и туристско-краеведческом, которые и определяют выбор клубной, кружковой, экспедиционной и других форм работы.
Говоря о распространении экологических знаний среди населеления, нельзя не сказать о современных средствах массовой информации (СМИ). Журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом становится все актуальнее культурообразующая, воспитательная функция журналистики, по мере того, как мир начинает осознавать важность и сложность экологических проблем.
Информационное обеспечение экологического образования среди населения достигается путем использования широкого спектра средств, позволяющих организовывать учебный процесс. В нем активно участвуют специалисты разных областей знаний: теоретики образования, педагоги-практики, специалисты в области окружающей среды, работники культуры, лидеры общественных движений, и, конечно, “обучаемые” всех возрастов.
Важнейшие среди этих средств: программы и эколого-образовательные проекты, учебно-методические пособия, компьютерное обеспечение (программное обеспечение, в том числе информация о состоянии окружающей среды), практикумы по экологическому мониторингу и эколого-исследовательской деятельности, реализуемые в школьных учебных заведениях, вузах и учреждениях дополнительного образования.
Информационное поле, которое используется для развития системы непрерывного экологического образования, представлено на бумажных и электронных носителях и включает следующие информационные блоки:
· печатная продукция (учебники и учебные пособия, научные, научно-популярные и информационно-методические журналы, картографические и иллюстративные материалы, традиционные библиографические источники информации и базы данных справочного характера);
· музейные и выставочные фонды (коллекции и экспозиции);
· аудиоматериалы (кассеты с записями голосов птиц и других животных, а также стихов, сказок и рассказов о растительном и животном мире);
· телевизионные передачи (познавательные и учебные программы, тематические блоки новостей, документальные сериалы, освещающие все проявления жизни на Земле);
· видеоматериалы (видеофильмы и слайд-наборы);
· компьютерная продукция (регулярно обновляемые справочные сведения на дискетах и компакт-дисках, комплексные мультимедийные курсы, электронные издания, дублирующие печатную продукцию);
· ресурсы интермедийной среды (информационно-справочные системы и интерактивные каталоги, ведомственные и отраслевые информационные порталы, тематические web-сайты и телеконференции, базы дистанционного обучения и периодические электронные издания). (полный текст отчета см. http://www.mnr.gov.ru/part)
Как видно, природоохранное просвещение в Российской Федерации постоянно развивается, и важность этой деятельности закрепила экологическая доктрина РФ от 31 августа 2002. В числе необходимых задач развития системы государственного управления охраной среды и природопользованием, указывается экологическое образование и просвещение. В доктрине сказано, что основной задачей в экологическом образовании и просвещении является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Далее в доктрине сказано, что для этого необходимо: · создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения; · включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса; · усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности; · подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации; · включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий; · государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование; · разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации; · развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов; · повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора; · поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.