Средства выразительности в заголовках.
Для создания выразительности в заголовках можно использовать практически любое языковое средство, но заголовок должен быть уместен, экспрессивен. Заголовок может быть страстным и призывным, формировать у читателей определенное отношение к публикации.
Одним из средств создания выразительности можно назвать выбор авторами в заголовок предложений, различных по цепи высказывания, т.е. вопросительных, повествовательных, побудительных, а также различных по эмоциональной окрашенности.
Вопросительные предложения
служат собственно вопросом – размышлением, подчеркивают нужную мысль, выражают предположение, не слишком корректное под час “Вероника Кастро украла сына в роддоме?” (17 ноября 2001г.). “Кристина Орбакайте все же любит Володю Преснякова?” (20 апреля 2011г.).
Восклицательные предложения
могут выражать в публицистической речи: оценку (презрение, иронию, сожаление, веру, восхищение) побуждение к действию “Не рви цветов и не дари букет!”(заметка о подарках к 8 марта (16 марта 2001г.)), непосредственный эмоциональный отдых “Рядом с моей Надей Лолита отдыхает!”
(16 марта 2001г.).
Нет, пожалуй, ни одного издания, обращенного к более или менее широкой читательской аудитории, на страницах которого не мелькали бы пословицы и поговорки. И не случайно: выступая в роли общеизвестных истин, заключенных в отточенную веками образную форму, они подпитывают нашу мысль, дисциплинируют логику суждений, помогают более глубоко высветить новое в старом опыте народа.
Они могут быть категоричными, философски-меланхоличными, утешительными или горькими. Но чаще всего, иронизируя и усмехаясь, они бьют не в бровь, а прямо в глаз, что и делает сегодня пословицы и поговорки особенно ценным выразительным средством журналистики. Само собой при условии, что этим средством пользуются умело и в достойных целях.
Прежде всего, журналисты, как правило, употребляют пословицы и поговорки, авторизованно переиначивают их по своей надобности и так и эдак.
Авторские изменения, вносимые в значение и форму пословиц разнообразны. По научному их называют «стилистическими приемами использования устойчивых выражений в художественно-публицистической речи». Несмотря на разнообразие, все приемы вращаются вокруг того образа, который лежит в основе устойчивого выражения. Непреложным условием использования пословицы или другого устойчивого оборота является заповедь: перефразируй, но не разрушай образ. И, следуя этой заповеди, авторы добиваются своей цели – точно и емко определить и оценить явление.
Есть и другой прием – продолжение пословицы и наращение ее смысла с помощью попутного замечания. Например:
«Из песни слов не выкинешь. Зато можно выкинуть музыку»
(16 марта 2001 г.).
Иногда текст заголовка полностью отличается от текста пословицы, но сохраняется пословичный способ выражения мысли.
« Лучше быть богатым и любимым, чем бедным и постылым»
(16 марта 2001 г.).
Часто проза уже не может выразить всех авторских эмоций. Заголовки представляют срифмованные строчки.
“Боец храни отчизну нашу за 30 руб., трусы и кашу!”
(27 апреля 2001г.).
Заметка об армии.
“Хоронили - веселились, протрезвели – прослезились”
(20 апреля 2001г.).
Заметка о курьезном случае в морге в г. Кадуе.
«Им в избы незачем входить – медали призваны копить!»
(16 марта 2001 г.)
Емко и выразительно звучит переделанный лозунг, известное выражение, стихи.
“Отсидим пятилетку в три года! ”
(13 апреля 2001г.).
Переделан хорошо известный в советские времена лозунг: “Даешь пятилетку в три года!”
«Вот нечто пролетело и – ага».
(17 ноября 2000 г.).
Переделана строчка из песни: « Вот пуля пролетела и – ага».
“Я инглиш бы выучил только за то, что им разговаривал Ленон!”
(27 апреля 2001г.).
Переделана строчка из стихотворения Маяковского: “Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин”.
«Болтун – находка для анархиста»
(16 марта 2001 г.).
Переделано известное выражение: «Болтун – находка для шпионов».
«Кто сказал, что бабы дуры?»
(16 марта 2001 г.).
Обыгрывается известная фраза: «Бабы – дуры».
Среди лексических средств выразительности широко распространено использование многозначных слов.
“Злокачественное образование”
(20 апреля 2001г.).
Заголовок становится понятен после прочтения. Слово образование может восприниматься в значении: то, что образуется из чего-нибудь, после прочтения статьи становится ясно, что речь идет об обучении, совокупности знаний.
Заголовок может отличаться некоторой двусмысленностью, если слово употребляется в переносном значении.