Средства выразительности в заголовках.
“Буш сделал обрезание фильмами”
(27 апреля 2001г.).
Заметка о просьбе Буша вырезать постельные сцены из фильмов видеотеки его самолета. Слово “обрезание” в толковом словаре Ожегова имеет следующие лексическое значение: религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена у мальчиков.
«Этот «эшелон» под откос не пустишь!»
(27 апреля 2001 г.).
Слово «эшелон» использовано не в обычном своем лексическом значении. Речь идет о глобальной системе подслушивания «Эшелон».
Как средство выразительности может использоваться – метафоричность слов:
“В золотой семье – золотая свадьба”
(16 марта 2001г.).
“Золотая семья” – семья чемпионов мира по спортивной гимнастике Муратовых.
В заголовках могут встречаться слова с низкой стилистической окраской:
«Как из оболтуса сделать звезду?»
(13 апреля 2001 г.).
Выразительность может основываться на неясности, совместимости несовместного:
“Что носить, когда сняли одежду?”
(16 марта 2001г).
Заметка об искусстве рисунка по телу.
Часто в заглавии используются устойчивые выражения – фразеологизмы:
«Путин в Брунее носом не клевал»
(17 ноября 2000 г.).
Используется фразеологизм «клевать носом».
«В Лужниках наломали дров на 50 тысяч долларов»
(13 апреля 2001 г.).
Обыгрывается устойчивое выражение «наломать дров».
«Каковы наши шансы не ударить в лед лицом?»(27 апреля 2001г.).
Заметка о хоккее в России, используется фразеологизм «не ударить в грязь лицом».
Игра слов основана на противопоставлении, сопоставлении и объединении содержания слов с разным смыслом, но одинаковым произношением.
Кто-то из умных людей мудро назвал игру слов низшей формой проявления комического, очевидно, имея в виду первородную бесхитростность, понятность и безобидность. В руках мастера этот прием превращается в игру смыслами, обогащающими наше представление о человеке, предмете, явлении.
Например: “Старая лянча колеи не испортит”
(13 апреля 2001г.).
Заметка о машинах. Игра слов лянча-кляча, переделана пословица: старая кляча колеи не испортит. Лянча – марка машины.
Таким образом, авторская фантазия не ограничена. В заголовках могут использоваться самые разные средства выразительности на уровне фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса. Эти средства могут сочетаться, использоваться одновременно, прекрасно дополнять друг друга.