Работа над заголовком на уроках русского языка в школе.
При последующем обучении связной речи особое внимание уделяется следующим моментам:
- соответствие заголовка содержанию;
- выразительность заголовка.
Практически не ведется в школе работы над структурой заголовка и языковыми средствами выразительности, использованными в нем. Хотя именно структуру заголовка и средства выразительности можно использовать на уроках русского языка, посвященных почти всех разделов языка: синтаксиса, лексикологии, фонетики, словообразования. Так, например, при изучении в разделе “Синтаксис” темы “Виды предложений по цели высказывания” можно предложить учащимся подобрать тексты, заглавиями которых являются разные по цели высказывания предложения, и понаблюдать, с какой целью авторы используют в заглавиях повествовательные, восклицательные или вопросительные предложения.
Примерное задание: Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Почему заголовок дан в форме вопросительного предложения?
Мелочи жизни?
Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.
Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.
Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.
“В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!” – думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.
Как же стать таким человеком? Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.
С юных лет надо научится заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас.
(С. Михалков «Все начинается с детства»).
Подобное задание помогает учителю решить сразу несколько задач, учебных и воспитательных. Делается вывод, что заглавие в форме вопросительного предложения настраивает читателя на размышления, заставляет задуматься над проблемой, в данном случае проблемой нравственного порядка.
При изучении темы «Виды предложений по цели высказывания» можно также использовать такие задания:
· Найдите в детской газете или журнале статьи, озаглавленные вопросительным предложением. Чем привлекает нас такой заголовок? Как вы думаете, что он отражает: тему или основную мысль статьи?
· Найдите в детской газете или журнале статьи, озаглавленные в форме восклицательных предложений. Что он отражает: тему или основную мысль статьи? Какими средствами привлекает он читателя?
Большие возможности в работе над выразительностью заглавия открываются при изучении лексикологии. Следует обратить внимание учащихся на использование в заглавиях слов антонимов, слов с переносным значением, омонимов, фразеологизмов. Можно использовать такие примерные задания:
· Подобрать газетные заголовки, в которых использован фразеологизм. Объяснить использование фразеологизма в заглавии.
· Подобрать заголовки, в которых слова употреблены в переносном значении.
С понятием переносного значения слова тесно связаны такие средства выразительности, как метафора и метонимия. Метафора и метонимия часто встречаются в газетных заголовках и могут быть использованы на уроках как иллюстративный языковой материал.
При изучении словообразования учащиеся узнают, что стилистическую или эмоциональную окрашенность в слово часто приносят отдельные словообразовательные элементы. Эти сведения тоже можно использовать в работе с заголовками. Вот пример задания учебника: