Работа над заголовком на уроках русского языка в школе.
· Прочитайте текст «Осеннее котяро», перескажите его.
Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе?
С чем сравнивает себя кот? Почему?
Найдите в тексте слова, близкие по смыслу.
Помимо этих заданий предложим учащимся определить, что дает названию текста использование суффикса яр.
Предложим еще такие варианты заданий:
· Найдите примеры текстов, в заглавии которых есть уменьшительно- ласкательные суффиксы. Как при помощи суффиксов выражается отношение автора к происходящему?
· Предложите свои примеры заглавий, в которых можно было бы использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Работу над выразительностью заголовков можно существенно расширить за счет включения в урочный материал текстов из газетных статей.
Задания с использованием материалов периодической печати есть и в учебном пособии «Русская речь», например:
Найдите в детской газете или журнале статью или заметку, основная мысль которой отражена в ее заглавии. Подумайте, к чему призывает (или в чем убеждает) вас автор.
В заголовках газетных статей очень часто используются пословицы и поговорки. Они, как правило, кратко и выразительно формулируют основную мысль высказывания. Можно предложить учащимся такие задания:
Найдите в детской газете или журнале статью, заглавие которой сформулировано в виде пословицы или поговорки. Что отражает такое заглавие: тему или основную мысль статьи?
Как правило, заметки газет и журналов дают живой и богатый языковый материал для урока, помогают в обучении учащихся связной речи, в решении на современном материале многих воспитательных задач. Конечно, при отборе такого материала учитель не должен забывать о соответствии содержания возрастным особенностям учащихся и о качественном языковом оформлении текста.