Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.
Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать, Призывом стать, и отзывом, и зовом. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.
Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи. Например:
Рад и взрослый, и ребёнок, Когда беленький, как снег, В стаде первый оленёнок Появляется на свет.
Затем идёт беседа:
- О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).
- Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).
- Сравните слова по значению. В чём заключается различие?
- Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение отличается от слова «олень».
Или:
Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.
Чайчонок – чайка.
- С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?
- Какая часть слова выражает это отношение?
Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения:
- Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница».
- Запиши слова в порядке уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой».
- Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».
- Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».
- Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».
В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы. Например: «Картина висит». «Картина висит на стене». «Картина висит на стене в детской».