Методика изучения линейной, квадратной и кубической функции в VII классе.
.
Изучение класса квадратичных функций начинается с изучения функций вида у=ах2;при этом выясняется геометрический смысл коэффициента а. Далее вводится более широкий класс функций, имеющий вид у=ах2+с.
И здесь также коэффициент с получает ясную геометрическую интерпретацию, подойти к которой можно либо явно используя понятие параллельного переноса вдоль оси ординат, либо независимым рассуждением.
Пример 6. Задан график функции у=х2
. Построить на этом чертеже график функции у=х2+1
.
Заметим, что при заданном значении аргумента хо
(рассматриваются, конечно, конкретные значения) значения функции у=х2+1
на одно и то же число, равное 1, больше значений функции у=х2.
Поэтому для построения соответствующей точки на графике второй функции достаточно поднять на 1 точку графика первой функции с абсциссой Хо. Следовательно, чтобы построить весь график второй функции, нужно поднять на 1 график первой.
Это рассуждение хорошо усваивается учащимися, целесообразно применить его и при изучении класса линейных функций. В дальнейшем при обобщении свойств графиков его можно сформулировать так: «Чтобы построить график функции у=
f
(
x
)+с
по известному графику функции у=
f
(х),
можно произвести параллельный перенос второго графика на с единиц вдоль оси ординат».
После этой подготовки, казалось бы, можно приступить к изучению графиков произвольных квадратичных функций. Но здесь возникает трудность: коэффициент при первой степени неизвестного не имеет для квадратичной функции у=ах2+
b
х+с
достаточно простого геометрического смысла. Именно поэтому приходится идти обходным путем, следуя тем же преобразованиям, которые производились при выводе формулы решения квадратного уравнения, и вводить в рассмотрение новый подкласс квадратичных функций вида у=а(х-
b
)2
. Объяснения при построении графиков здесь в целом могут быть такими же, как при рассмотрении функций вида у=
x
2
+с
, однако усваивается предлагаемый способ здесь с большим трудом, поэтому требуется достаточное количество упражнений для закрепления. После таких приготовлений построение графика, а также изучение его свойств происходят без принципиальных затруднений.
Отметим здесь один частный, но полезный прием, который состоит в использовании системы заданий, имеющих цель — дать представление о тех или иных чертах данной функции или целого класса без указания точного значения величин, связанных с рассматриваемым вопросом. Этот прием можно назвать качественным или оценочным исследованием функции. Приведем два примера, связанные с изучением квадратичных функций.
Пример 7. На рисунке изображены графики функций у=х2
и у= —0,5х2
. Как относительна них пройдет график функции y
=0,5х2; -2х2; Зх2?
Это задание не предполага
ет
«точного» построения искомого графика; достаточно лишь указание на область, где он расположен, или его эскизное построение.
Пример 8. На рисунке изображен график функции у=
х2
+1
,
—2<х<2.Пользуясь этим чертежом, изобразить от руки график функции у=
х2
+ 0,3.
Проверить правильность сделанного эскиза: вычислить значения функции у = х2
при х=±0,5; ±1,5
и отметить точки графика. Каким преобразованием можно перевести график функции
у=
х2
-1
в график функции у=
х2
?
Цель задания — согласовать зрительный образ графика, его геометрические свойства и формулу. График функции у =