Введение
Так что же такое компьютерная грамотность и как овладеть ею? В учебном пособии по информатике, победившем на конкурсе 1987 г[4]., толкование компьютерной грамотности было дано не столько из технических, сколько из дидактических соображений и определялось как умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с помощью ЭВМ. Это актуально и сейчас.
Следующий уровень компьютерной грамотности связан с умениями искать, накапливать и перерабатывать в ЭВМ информацию самого различного рода — в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять их в виде текстов, передавать по сети ЭВМ, находить и получать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и использовать для решения различных практических задач. Эти умения и образуют то, что было названо в перспективной программе по курсу информатики информационной культурой.
Для овладения ею необходимы базы данных и информационно-поисковых систем по истории и литературе, памятникам архитектуры и произведениям искусства, филологии и языкам, биологии и географии и другим учебным предметам и дисциплинам. Учащихся необходимо научить не только работать с этими базами данных, но и наполнять их информацией, проводить ее поиск и анализ, искать ошибки и находить правильные решения.
В таком расширенном понимании информационная культура естественно соединяется с обычным пониманием общечеловеческой культуры. И разница только в том, что новая информационная культура связывается с использованием новейшей информационной и ВТ и средств обработки данных на ЭВМ, позволяющих хранить большие объемы информации и проводить логически осмысленную обработку ее.
В 60—70-е гг. по инициативе ЮНЕСКО в различных государствах начали создаваться национальные центры педагогической документации и информации[5]. Сложный комплексный характер современных педагогических проблем требует усиления кооперации ученых в национальных и международных масштабах, ускорения использования научных достижений в общественной практике. С этой целью в странах мира созданы международные, региональные и национальные центры, в которых собрана информация по различным вопросам образования и педагогической науки.
Работа центров ориентирована на повышение эффективности информационного обслуживания всех категорий пользователей, сокращение сроков получения абонентами необходимой для их работы литературы, обеспечение широкого доступа специалистов к базам данных, устранение дублирования при сборе, хранении и обработке научно-педагогической информации.
Наряду с информационной деятельностью отдельные центры принимают участие в организации и проведении педагогических исследований, разработке учебных и аудиовизуальных средств обучения, подготовке и переподготовке учителей, школьных библиотекарей и информационных работников, выполняют функции библиотек.
Еще 10—15 лет назад работа с компьютером требовала квалификации программиста, что и приводило к обязательному включению соответствующего компонента в состав компьютерной культуры. Ныне, когда созданы и широко распространены персональные ЭВМ, работа с которыми не требует основательной программистской подготовки, в содержании компьютерной культуры произошли определенные изменения, изъятия, увеличилась доступность ее усвоения. К такому же выводу можно прийти, анализируя необходимость включения в состав компьютерной культуры проблемно-ориентированных языков, призванных облегчить работу пользователю-непрофессионалу[6]. Широкое внедрение персонального компьютера позволяет без основательных знаний и умений в области программирования обеспечить любого человека индивидуальными средствами для решения сложных задач различного предметного содержания.