Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе формирования общечеловеческих ценностей
б) сотрудничество учеников и учителя (занятие рассматривается не как урок, а как организация совместного дела). Общение между наставником и воспитанником должно строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество. Такой подход предполагает формирование способности видения «другого» [141,231].
«В обучении происходит «встреча» культурно-событийного опыта, организатором которого является педагог, и индивидуального опыта учащегося. Культурно-событийный опыт – опыт, который возникает при включении элементов культурно-исторического опыта человечества (основ наук) в личностно-значимые для учащихся ситуации, события, формирующие их индивидуальный опыт» [109,8].
Одно из направлений в обеспечении условий полноценного развития личности ребенка и формирования его культуры – изменение его учебного плана за счет включения в него новых учебных предметов, как обязательных, так и по выбору. В качестве примера можно назвать иностранные языки, этику, театральное мастерство, художественное мастерство и т.д. Вторым направлением является создание соответствующих направлений на всех уроках, заинтересованность преподавателей, умелое сочетание обучающих и воспитательных приемов при проведении всех без исключения уроков.
При определении содержания личностной культуры учащихся 5 – 9-х классов мы исходили из тех ценностных основ отношения ребенка к действительности, которые должны быть сформированы у него к концу младшего школьного возраста, т.е. к 10 годам. Через отношение к природе, к предметам рукотворного мира, к явлениям общественной жизни, к окружающим людям и самому себе ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей: красоте, доброте, истине, у него формируются собственные познавательные ценности, ценности переживания и преобразования (В.В. Давыдов).
Опрос учителей (было опрошено более 50 человек) показал неоднозначность их отношения к проблеме воспитания подростков, отнесение ее на второй план. Это проявилось также в ходе изучения отчетов учителей за последние 5 лет. Основное педагогическое внимание направлено на освоение различных систем и методик обучения, новых предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся отходят на второй план. При этом явно проявляется то, что называется вербализмом в воспитании: педагогические мероприятия ограничиваются беседами этического содержания, воспитательными мероприятиями шаблонного порядка. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от ряда факторов. Основными, на наш взгляд, являются следующие:
наличие таких качеств у самого учителя;
цели и задачи воспитательного характера, которые он ставит на каждом уроке;
квалифицированный анализ учебных занятий с точки зрения формирования у учащихся общечеловеческих ориентаций.
С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становится для него непререкаемым авторитетом. Личность учителя играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания. П.Ф. Каптеров отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [53,595]. Добро, благородство, справедливость, сплоченность, бескорыстие – это лишь некоторые составляющие системы нравственных ценностей учителя. В педагогической деятельности эти ценности в той или иной мере способствуют созиданию духовной культуры на межличностном и личностно-коллективном уровнях.