Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе формирования общечеловеческих ценностей
Очень большое значение имеет ценностная направленность деятельности учителя на уроке и для формирования самооценки учащихся. Многие психологи (А.И. Липкина, Л.С. Славина, Б.И. Савонько, В.С. Юркевич и др.) отмечают, что именно учитель , воздействуя на ученика оценкой его труда, формирует у него представление о самом себе, о своих возможностях, т.е. самооценку. А при низкой самооценке искажается вся личность ребенка, т.к. самооценка ребенка – это и его надежды на будущее, его отношения с окружающим миром, и мечты о профессии. Школьник с низкой самооценкой видит себя как отстающего от других, как человека хуже других. У него опускаются руки, он не верит в успех [150]. Все это непосредственно отражается и на шкале ценностей, приоритетных для данного школьника. Поэтому учителю следует быть чрезвычайно внимательным ко всякого рода оцениванию достижений школьников. Отношения в классе должны строиться на основе уважения и понимания каждой личности. Многократно отмечалось, что иностранный язык в большинстве случаев является дисциплиной, где обучают общению, в связи с чем возрастает роль преподавателя, своим примером демонстрирующего способы избегать столкновения и разрешать конфликты.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в ценностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. В.С. Библер так разъясняет отличие этих двух феноменов: при объяснении - только одно сознание, один субъект, форма речи – монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, и, соответственно, диалог [12]. Объяснение всегда является взглядом «сверху вниз», назиданием. Понимание же – прежде всего общение, сотрудничество, равенство. Выбор той или иной педагогической технологии зависит от позиции учителя и ученика в учебном процессе. На это обращал внимание еще К.Н. Вентцель, проектируя деятельность педагога в «Доме свободного ребенка»: «При существующем методе обучения учитель является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое им показывает, их спрашивает… Надо, чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, а чтобы учителю приходилось больше слушать; надо, чтобы дети все время были активными, а не страдательными лицами, - тогда процесс обучения и воспитания, несомненно, выиграет» [22,96].
Истоки развития ценностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения – почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» [12,34]. Важно так строить работу с детьми, чтобы моральные знания и представления, получаемые школьниками во взаимодействии с учителем, углублялись потом на остальных уроках. Эти знания должны быть связаны с повседневной жизнедеятельностью детей. Все то, что эмоционально воспринято, что нашло отклик в душе ребенка, становится побудительной основой его поведения. «Знания, чувства, поведение – вот та триада, через которую педагог ведет свое воспитательное влияние на ребенка [143,9].