Характеристика коммуникативные и организаторские склонности лидеров в классе
Вашему вниманию я бы хотела представить исследовательское задание. Тема работы: « Сравнительная оценка коммуникативных и организаторских склонностей лидеров классного коллектива».
В исследовательском задании были поставлены следующие цели:
1) Выявить структуру межличностных отношений в классе.
2) Дать сравнительную характеристику коммуникативных и организаторских склонностей лидеров класса и его остальных членов.
На основе целей были определены следующие задачи:
1) Изучение литературы, затрагивающие проблемы лидерства отечественных и западных авторов.
2) Выявление лидеров класса.
3) Подготовить методику для определения коммуникативных и организаторских склонностей.
4) Провести исследование, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
В ходе исследовательского задания были использованы следующие методики:
- наблюдение
- беседа
- анкета Б.А. Федоришина для определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф.Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В любой группе выделяются свои лидеры и группа немыслима без лидера. На мой взгляд, проблема лидерства интересна и актуальна, т.к. она встречается практически в каждом школьном коллективе.
Интерес к лидерству возник ещё в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей.
Кто же такой лидер?
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех - семи человек.
Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и во-вторых не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров
. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, иследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя – вожака:
1) физические качества – активный, энергичный, здоровый, сильный;
2) личностные качества – приспособляемость, увереность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
3) интеллектуальные качества – ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
4) способности – контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Лидер гараздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером (“делай, как я”). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
Лидеры есть в любом коллективе и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можна выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.
Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);