Лонгитюдный характер исследования (школьники обследовались в течение трех лет) позволил выявить следующие закономерности:
- в связи с повышенной нагрузкой, которой подвергаются дети из классов РО, у них, по сравнению с классами ТО повышен уровень утомляемости и вытекающее из этого снижение сопротивляемости организма к болезням, поэтому наблюдается более высокий уровень заболеваемости,
- в то же самое время в группах ЭГ те же показатели ниже, чем в ТО.
Анализируя эти результаты, можно сделать следующие выводы:
- никогда нельзя забывать о принципе посильности обучения, вытекающего из принципа природосообразности,
- высокие нагрузки, накладываемые программой, должны быть уравновешены соответствующими комплексами укрепляющих упражнений.
Вообще физическое воспитание очень важный элемент в борьбе с бичом цивилизации: малоподвижностью, порождающей целый комплекс здравоохранных проблем.
Диаграмма. Факторы, определяющие соматическое здоровье. (По Ю. Лисицыну, 1995)
Как видно из рисунка определяющим в сохранении здоровья является соответствующий стиль жизни. Роль педагога и всего педагогического процесса в целом в формировании такого образа жизни огромно или, по крайней мере, должно быть таким. Это влияние складывается из множества педагогических факторов.
В литературе можно найти конкретные методики формирования у детей потребности вести здоровый образ жизни. Одной из таких методик применительно к младшим школьникам является, например, урок здоровья, на котором дети получают в доступной форме начальные знания о физиологии и гигиене.
В более старшем возрасте одним из приоритетных направлений валеологичекой педагогики становится антинаркотическое воспитание, причем, слово "наркотики" употребляется в более широком смысле, включающем и алкоголь, и табак. В этой связи хотелось бы отметить, что на современном этапе педагоги не контролируют и не предупреждают развитие отрицательных тенденций, а лишь отслеживают и ищут решение для многочисленных и уже во многом запущенных ее последствий. Одной из задач ранней профилактики должно являться обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья, а не информирование о негативных последствиях. необходим переход к психолого-педагогическим технологиям формирования активной психологической защиты.
Здоровье – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Воспитание здорового подрастающего поколения должно являться одним из китов, на котором должна строиться вся педагогическая работа. Но каким образом эта задача должна реализовываться?
В реализации этой задачи может быть множество подходов. Интересно мнение Поля Брэгга, известного физиотерапевта, автора концепции о гармонии человека и природы, выдвинувшего десять заповедей здоровья, о которых следует помнить при организации педагогического процесса:
- почитай свое тело как высочайшее проявление жизни;
- воздерживайся от любой ненатуральной пищи и возбуждающих напитков;