Технические средства статической проекции и методика их применения в начальной школе
Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения наряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, например в труде Занкова Л. В. «Дидактика и жизнь», подчеркивается, что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.
Процесс обучения
– сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.
Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель – в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.
Средство обучения
– это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Все средства обучения можно условно разделить на визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) и аудиовизуальные (зрительно-слуховые). К визуальным техническим средствам обучения относятся средства статической проекции (графопроектор, диапроектор, эпипроектор).
Система средств обучения строится согласно следующим принципам:
1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.
2. Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.
3. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью какого–нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи идеальных средств, которые входят в состав компонентом мышления наряду с образом конечного продукта (целью), условием задачи (деятельности) и технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения нового материала учитель выражает эти средства наглядно (графически, символически и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные выражения средств всегда начинаются с глагола (нарисовать, изобразить и т. п.). Последовательность используемых средств обучения (иногда называемый план решения задачи).
Графопроектор представляет собой самый распространенный тип проекторов. Это и неудивительно. Во–первых, он лишен части недостатков, присущих диапроекторам. В нем нет ограничений по световому потоку благодаря большому размеру пленки, поэтому презентации с графопроектором можно проводит в освещенном помещении. Во–вторых, при необходимости можно что–то нарисовать маркером прямо на пленке, а также выделить часть изображения, закрыв остальную плотно бумагой.
Основные функциональные возможности графопроекторов:
– Переключение на резервную лампу, при этом повышается надежность презентации.
– Переключение на экономичный режим работы лампы
Достоинства графопроекторов:
1. Внесение изменений в ходе презентации позволяет провести интерактивную презентацию;
2. Простота изготовления пленок: с помощью копира, лазерного или струйного принтера;
3. Презентация в реальном масштабе времени;