Технические средства статической проекции и методика их применения в начальной школе
4. Показ части изображения;
5. Наложение изображений;
6. Использование материала в любой последовательности
Недостатки графопроекторов:
1. Необходимость смены пленок вручную
2. Каждый способ нанесения изображений требует соответствующего типа прозрачной пленки
3. Громоздкость (даже мобильные варианты весят около 10 кг)
4. При необходимости изменить размер изображения придется перемещать сам проектор.
Рекомендации по подготовке материалов:
– При работе с графопроектором нельзя увлекаться мелким текстом, таблицами.
– Нужно пользоваться только качественным изображением – проектор только увеличит недостатки.
– Все изображения должны быть одного формата. Следует учесть, что горизонтальные изображения более информативны.
– Цветные изображения привлекают внимание и интерес аудитории;
– Необходимо использовать защитные обложки: это позволит предохранить пленки от повреждений и улучшит качество проецируемого изображения.
Еще одним удобным приемом, кроме показа по частям и послойного формирования изображения, является включение/выключение проектора. Если учитель выключает проектор, внимание аудитории будет направлено на него, а не на экран.
Отечественные диапроекторы (Этюд", "Свет" и другие) – знакомый всем, наиболее простой класс проекционной техники. Минимум функциональных возможностей (показ слайдов в прямом и обратном направлении), проводной пульт дистанционного управления. Вентилятор охлаждения создает, пожалуй, слишком сильный акустический шум. Несмотря на это, проектор вполне достаточен для проведения несложных презентаций.
Зарубежные модели проекторов оптимальны с точки зрения цена/возможности. Простота и удобство в обращении гарантируются проводным или ИК пультом дистанционного управления. Надежность обеспечивается запасной лампой, на которую можно переключиться по ходу презентации.
Основные функциональные возможности:
-автофокусировка
- таймер
- нет слайда – нет света
- изменение скорости затухания слайда
- быстрая замена лампы
- возможность программирования.
Достоинства диапроекторов:
1. Удобство и простота в обращении
2. Компактность, легкость транспортировки
3. Профессиональное качество слайдов
4. Низкая цена.
Слайды подходят как для работы с маленькими группами, так и с большой аудиторией. Их легко перевозить и использовать многократно. Слайды создают (должны создавать) профессиональные фотографы, поэтому считается, что слайды – это наглядное пособие для профессионалов.
Недостатки диапроекторов:
1. Показ только статических, заранее подготовленных изображений, без звукового сопровождения
2. Ограниченный световой поток, связанный с чувствительностью пленки к перегреву.
3. В слайд сложно внести изменение, поэтому Ваша презентация будет скорее монологом или лекцией, чем интерактивным диалогом
4. Слайды сложно изготовить, не менее сложно их копировать
5. Слайды нуждаются в аккуратном обращении (следы от пальцев, микроцарапины на экране будут заметны, дискредитируя саму идею презентации)
6. Со временем слайды выцветают.
При использовании диапроектора нужно учесть, что рамки для слайдов бывают разной толщины. Текст на слайде будет трудночитаемым, если вы расположите зрителей очень далеко от экрана. Опыт показывает, что рекомендуется вообще избегать текстовой информации при изготовлении слайдов. Нельзя оставлять надолго слайд в бумажной рамке в проекционном окне – рамка может рассохнуться, а сам слайд - даже сгореть.
Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.
Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении детей младшего школьного возраста, так как она соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого–либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.