Введение
Дипломная работа посвящена важнейшей педагогической проблеме изучения и разработки теоретико-практических основ эвристического обучения (ЭО) учащихся в современной школе. Реализация ЭО в учебно-воспитательном процессе школы предполагает отказ от системы «готовых» знаний, умений и навыков и основывается на эффективном вовлечении учащихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, направленную на самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности. Эти целевые установки соответствуют важнейшей образовательной задаче в обществе – сформировать у выпускника школы готовность к постоянному самообразованию в течение всей жизни, способность жить и работать в информационном обществе; обеспечить развитие рефлексивных умений, творческих способностей. Действительно, процессы информатизации в обществе, быстрые темпы научно-технического прогресса предъявляют повышенные требования в личностному развитию человека – сформированности таких качеств, как самостоятельность, инициативность, изобретательность, предприимчивость; умений ставить задачи, разрабатывать проекты деятельности, принимать оптимальные решения. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в школе необходимо организовывать таким образом, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников выступала главным условием развития у них самостоятельности, инициативы, творческих способностей, активной жизненной позиции.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современной школе, обучение в ней должно ориентироваться на развитие эвристической личности, способной самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. В этой связи проблема развития эвристических, творческих способностей учащихся посредством системы эвристического обучения является одной из наиболее актуальных.
Эвристическое обучение известно со времен Сократа; он мастерски использовал беседу не как предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми, с которыми он беседовал. Процесс познания для Сократа есть перевод уже имеющихся знаний человека из скрытого состояния в явное, реальное и соответствующее действительности. Он учил своих воспитанников вести диалог, полемику, логически мыслить; побуждал их последовательно развивать спорное положение, приводил к постижению абсурдности исходного утверждения, а затем методом поиска истины наводил на верный путь.
Известно, что в разное время вопросы эвристического обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие различные школы и направления: Сократ, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я.А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А.В. Хуторского, А.И. Андреева, М.М. Левиной и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития эвристического метода обучения математике, следует отметить работы В. А. Крутецкого, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.
Вместе с тем отметим, что проблема разработки и реализации технологии эвристического обучения (ТЭО) учащихся на уроках математики в научно-методическом аспекте разработана недостаточно. В этой связи тема дипломного проекта была определена следующим образом: «Организационно-педагогические условия реализации эвристического обучения школьников на уроках математики».
Целью дипломной работы является определение условий реализации эвристических методов, приемов, средств на уроках математики в старших классах средней общеобразовательной школы.
Объектом дипломного исследования выступает учебно-воспитательный процесс в школе.
В качестве предмета рассматривается процесс организации эвристического обучения учащихся на уроках математики (11 кл.).
В ходе выполнения дипломного проекта выдвигалась гипотеза о том, что использование системы средств, методов и приемов эвристического обучения на уроках математики в 11 классе средней школы будет способствовать повышению качества обучения, если: 1) процесс обучения математике реализуется на основе принципов ЭО; 2) разработана и внедрена система эвристических задач в соответствии с видами эвристической деятельности; 3) обоснована и используется на уроках математики система эвристических методов, приемов, средств, способствующая созданию творческой атмосферы и развитию креативных способностей школьников. Задачами дипломного проекта, которые определили содержание и структуру работы, выступают: