Введение
1. На основе изучения соответствующей психолого-педагогической литературы провести историко-теоретический анализ проблемы эвристического обучения.
2. Раскрыть сущность ЭО и пути активизации мыслительной деятельности посредством ЭО на уроках математики у учащихся 11ых классов.
3. Разработать эвристические задачи как элемент эвристического обучения.
4. Используя педагогический эксперимент, проверить правильность выдвинутой гипотезы.
В соответствии с этими задачами использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературных источников по философии, психологии, педагогике, связанных с проблемой ЭО;
- экспериментально-эмпирические методы: анализ содержания учебников, пособий для учителей по математике, изучение и обобщение опыта работы учителей математики и физики по организации эвристической учебной деятельности старшеклассников; беседы с учителями, классными руководителями, учащимися; анкетирование учителей и учащихся; педагогический эксперимент.
Научная проблема исследования состоит в обосновании, разработке и апробации наиболее эффективных эвристических методов и приемов на уроках математики в 11 классах.
В процессе этого исследования была проведена серия уроков по экспериментальной методике использования эвристических задач, методов и приемов для эффективной активизации креативной деятельности учащихся.
Согласно педагогическим исследованиям Коменского Я.А., Лернера И.Я., Окунева А.А., Хуторского А.В., [16, 21, 26, 46], главной задачей эвристического обучения школьников является вооружение их умениями осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самостоятельно на основе анализа информации и фактов; выдвигать гипотезы решений и соотносить их с условиями задачи; осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; переносить знания и учебно-поисковые действия в нестандартную ситуацию или создавать новый способ действий.
Важнейшей целью ЭО школьников выступает развитие у них творческих способностей, обеспечивающих создание субъективно или объективно нового и значимого для ученика продукта.
Анализ исследований проблем ЭО [19, 22, 33, 46] позволил выявить следующие принципы обучения - креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся); опора на субъективный опыт учащихся как на один из источников обучения; актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков); индивидуализация и дифференциация обучения (учет индивидуальных особенностей учащихся); системность обучения; сотрудничество и творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения. Реализация указанных принципов обеспечит вовлечение в креативную деятельность всех учащихся; создание условий для более полной самоактуализации учащихся через различные виды творческой работы
Результатом реализации ЭО в школе становится всесторонне и гармонично развитая, инициативная личность с активной жизненной позицией, готовая к самостоятельной жизнедеятельности в условиях социально-экономических перемен и ускорения процессов информатизации и научно-технического прогресса.