Сравнительный анализ эвристической дидактической системы и проблемного, развивающего, личностноориентированного типов обучения.
Таким образом, общей характерной особенностью как системы ЭО, так и проблемного, развивающего и личностно-ориентированного типов обучения выступает их направленность на более эффективное личностное развитие учащихся через включение их в самостоятельную учебно-поисковую деятельность. При этом важной общей целевой установкой рассматриваемых систем обучения является отказ от передачи-усвоения готовых знаний и опыта.
Отличительными характеристиками этих типов обучения выступают способы и средства вовлечения школьников в самостоятельную деятельность по приобретению новых знаний. Так, в проблемном обучении главным элементом является создание проблемной ситуации; в развивающем обучении - решение учащимися учебных задач, обеспечивающих формирование обобщенных учебных действий; в личностноориентированном образовании – самостоятельное разрешение учащимися учебно-социальной проблемы; в эвристической системе обучения главным отличительным элементом выступает конечный учебный результат – образовательный продукт, полученный учащимися посредством эвристических методов (метод вживания, метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод гипотез, метод конструирования теорий, метод «Если бы…», метод гиперболизации, метод агглютинации методы ученического целеполагания и планирования, методы создания образовательных программ учеников, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод проектов и т.д. ).