Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 11 классах.
Во время прохождения педагогических практик в 2003-2004 и 2004-2005 уч. годах был проведен педагогический эксперимент по внедрению эвристических приемов, методов и заданий в учебный процесс в 8 классах СШ №137 г.Минска; эксперимент продолжился в 11 классах МГУК гимназия-колледж №24 г.Минска.
Нами была разработана программа экспериментальной деятельности по организации ЭО математике в 11 классах. Целью этой программы выступала апробация эвристических методов, приемов и выявление организационно-педагогических условий их эффективной реализации. Основными задачами педагогического эксперимента выступали:
1) обоснование оптимальной системы эвристических методов и приемов на уроках математики в 11 классах;
2) разработка и отбор эвристических задач по математике, включенных в обычные программные уроки;
3) разработка методических рекомендаций и указаний для учителей математики по более эффективной реализации ЭО.
Основными направлениями экспериментальной работы являлись:
1) отбор, адаптация к образовательным целям эвристических методов и приемов обучения и их применение на уроках математики (геометрии и алгебры в 11 кл.), а именно: методы вживания, эвристического исследования, исследования и ошибок, «Если бы…», придумывания, метод агглютинации, «Если бы……», метод проектов; а также этимологические экскурсы, исторические экскурсы, составление опорных сигналов, проведение игр и индивидуальных работ над ошибками;
2) использование на уроках математики нами разработанных или отобранных и адаптированных к дидактическим целям эвристических задач;
3) обоснование инвариантных структурных элементов эвристических уроков и требований к деятельности учителя по их реализации;
4) проведение вводного, итогового анкетирования, опросов, бесед с учителями, анализ и математическая обработка полученных данных;
5) подведение итогов экспериментальной работы и выявление организационно-педагогических условий эффективной реализации ЭО.
В проведении основной части эксперимента участвовали 2 класса, в одном из которых процесс обучения математике проходил по традиционным методикам (11 «А» класс), а в учебную работу с другим классом (11 «Б») были внедрены и реализованы разработанные приемы и методы эвристического обучения математике.
С учениками 11-ых классов было проведено анонимное анкетирование (вводное и итоговое) с целью выявления образовательного эффекта от педагогического эксперимента (см. Приложение 3). Результаты анкетирования показывают, что элементы эвристического обучения практически не известны 80% школьников 11 классов. Но респонденты проявили бы повышенный интерес к урокам математики, если бы на уроках применяли формы ЭО: знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение информации, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств (компьютера, ребусов, головоломок), где учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблему, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д. По мнению 90% опрошенных учеников эвристические уроки проводятся очень редко. 90% респондентов пожелало, чтобы эвристические приемы и методы были включены в процесс обучения математике.
Результаты вводного анкетирования показали, что 85% учащихся как контрольного 11 «А», так и экспериментального 11 «Б» классов не смогли решить нестандартные задачи, которые были включены в анкету.
Как отмечалось, в ходе педагогического эксперимента эвристические методы и приемы были включены в учебный процесс 11 «Б» класса, а в 11 «А» классе обучение проходило по традиционным методам. Результаты сравнительного анализа оценок по математике приведены в Таблице 1, в которой предоставлена успеваемость за 3 четверть 2004/2005 учебного года:
Класс |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
9 баллов |
10 баллов |
11 А |
0% |
0% |
0% |
0 % |
25 % |
30% |
28% |
8% |
4% |
1% |
11 Б |
0% |
0% |
0% |
0 % |
7% |
35% |
35% |
20% |
8% |
5% |