Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 11 классах.

Во время прохождения педагогических практик в 2003-2004 и 2004-2005 уч. годах был проведен педагогический эксперимент по внедрению эвристических приемов, методов и заданий в учебный процесс в 8 классах СШ №137 г.Минска; эксперимент продолжился в 11 классах МГУК гимназия-колледж №24 г.Минска.

Нами была разработана программа экспериментальной деятельности по организации ЭО математике в 11 классах. Целью этой программы выступала апробация эвристических методов, приемов и выявление организационно-педагогических условий их эффективной реализации. Основными задачами педагогического эксперимента выступали:

1) обоснование оптимальной системы эвристических методов и приемов на уроках математики в 11 классах;

2) разработка и отбор эвристических задач по математике, включенных в обычные программные уроки;

3) разработка методических рекомендаций и указаний для учителей математики по более эффективной реализации ЭО.

Основными направлениями экспериментальной работы являлись:

1) отбор, адаптация к образовательным целям эвристических методов и приемов обучения и их применение на уроках математики (геометрии и алгебры в 11 кл.), а именно: методы вживания, эвристического исследования, исследования и ошибок, «Если бы…», придумывания, метод агглютинации, «Если бы……», метод проектов; а также этимологические экскурсы, исторические экскурсы, составление опорных сигналов, проведение игр и индивидуальных работ над ошибками;

2) использование на уроках математики нами разработанных или отобранных и адаптированных к дидактическим целям эвристических задач;

3) обоснование инвариантных структурных элементов эвристических уроков и требований к деятельности учителя по их реализации;

4) проведение вводного, итогового анкетирования, опросов, бесед с учителями, анализ и математическая обработка полученных данных;

5) подведение итогов экспериментальной работы и выявление организационно-педагогических условий эффективной реализации ЭО.

В проведении основной части эксперимента участвовали 2 класса, в одном из которых процесс обучения математике проходил по традиционным методикам (11 «А» класс), а в учебную работу с другим классом (11 «Б») были внедрены и реализованы разработанные приемы и методы эвристического обучения математике.

С учениками 11-ых классов было проведено анонимное анкетирование (вводное и итоговое) с целью выявления образовательного эффекта от педагогического эксперимента (см. Приложение 3). Результаты анкетирования показывают, что элементы эвристического обучения практически не известны 80% школьников 11 классов. Но респонденты проявили бы повышенный интерес к урокам математики, если бы на уроках применяли формы ЭО: знания не предлагаются в готовом виде, их нуж­но добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение информа­ции, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств (компьютера, ребусов, головоломок), где учащиеся под руководством учителя самостоятельно рас­суждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблему, анализи­руют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д. По мнению 90% опрошенных учеников эвристические уроки проводятся очень редко. 90% респондентов пожелало, чтобы эвристические приемы и методы были включены в процесс обучения математике.

Результаты вводного анкетирования показали, что 85% учащихся как контрольного 11 «А», так и экспериментального 11 «Б» классов не смогли решить нестандартные задачи, которые были включены в анкету.

Как отмечалось, в ходе педагогического эксперимента эвристические методы и приемы были включены в учебный процесс 11 «Б» класса, а в 11 «А» классе обучение проходило по традиционным методам. Результаты сравнительного анализа оценок по математике приведены в Таблице 1, в которой предоставлена успеваемость за 3 четверть 2004/2005 учебного года:

Класс

1

балл

2

балла

3

балла

4

балла

5

баллов

6

баллов

7

баллов

8

баллов

9

баллов

10

баллов

11 А

0%

0%

0%

0 %

25 %

30%

28%

8%

4%

1%

11 Б

0%

0%

0%

0 %

7%

35%

35%

20%

8%

5%

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>