Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 11 классах.
Результаты сравнительного анализа позволяют сделать вывод, что эвристическое обучение, применяемое в ходе эксперимента в 11 «Б» классе, является более эффективным, чем традиционные формы обучения, которые реализовались в ходе работы в 11 «А» классе. Успеваемость в экспериментальном 11 «Б» классе стала заметно лучше, т.к. использование эвристических методов и приемов на уроках математики содействовало развитию познавательного интереса, внимания учащихся на уроках, способствовало более эффективному закреплению и запоминанию пройденного материала.
По итогам формирующего эксперимента учащимся контрольного и экспериментального классов предложили решить систему эвристических заданий по математике. 70% респондентов из экспериментального 11 «Б» класса решили 80% заданий, в контрольном классе результат остался прежним, как в начале эксперимента.
Результаты работы показали, что школьники, хорошо успевающие, в процессе ЭО, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.
В начале работы проводилась беседа с учителями математики, которые в 11 классах преподают алгебру и геометрию (см. Приложение 4). Прежде был сформулирован приблизительный ряд вопросов для учителей, по которым нужно было получить необходимую информацию:
- каков круг интересов учащихся;
- сколько учащихся непосредственно проявляют интерес к математике, чем это обосновано;
- каков уровень самостоятельности, активности, организованности учащихся в 11 «Б» классе;
- умеют ли учащиеся применять на практике приемы и операции мышления;
- насколько развито у учащихся абстрактное, конкретное, логическое и творческое мышление;
- насколько полно школьники усваивают содержание и объем понятий;
- насколько полно усваивают связи и отношения данного понятия с другими;
- умеют ли учащиеся оперировать математическими понятиями при решении предлагаемого ряда упражнений и задач, нестандартных заданий;
После беседы с учителем математики выяснилась следующая информация: у учащихся экспериментального 11 «Б» класса достаточно высокий уровень самостоятельности и активности. Но для того, чтобы были высокие результаты на уроке, учитель должен заинтересовать школьников, организовать их учебно-поисковую деятельность. Высокая мотивация учащихся к изучению математики проявляется во внеурочное время, например, при подготовке к проведению различных внеклассных работ, мероприятий во время математической недели, и т.д. В простейших математических ситуациях учащиеся умеют самостоятельно применять различные приемы и операции мыслительной деятельности, но в сложных ситуациях самостоятельность школьников резко снижается и требуется всеобщее управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Таким образом, систематическое использование эвристических методов и приемов на уроках математики на разных этапах изучения материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, повышения качества обучения, развития творческих способностей учащихся.