Введение
Все преподавание русского языка в нерусской школе направлено на то, чтобы сделать русский язык вторым родным языком учащихся, превратить его в средство общения. Понятно поэтому, что и чтение служит в первую очередь осуществлению основной задачи: практическому овладению русским языком. Но чтобы сделать уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе поистине действенным средством обучения, необходимо с достаточной точностью представить себе возможности и пределы каждого метода и приема овладения навыками чтения, цель и условия его применения, внутреннюю нагрузку, которую он способен выдержать.
Учитывая состояние теории и потребности практики в решении проблемы методов обучения чтению, а так же их возможности, которые сложились в социальной ситуации и имеются в педагогической науке, тема нашего исследования определена, как: «Уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе.»
Объект исследования – уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе.
Предмет исследования – отдельные методы и приемы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев.
Цель исследования – выявить дидактические возможности отдельных методов обучения чтению, закономерности учебного процесса на уроках чтения и определить рациональные, эффективные пути и средства руководства этим процессом.
Задачи исследования:
1.Обосновать актуальность темы выпускной работы.
2.На основе теоретического анализа проблемы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев обосновать сущность методов и приемов обучения;
3.Выявить и охарактеризовать возможности различных методов и приемов обучения на уроках чтения в азербайджанской школе.
4.Определить рациональные и эффективные пути обучения чтению учащихся-азербайджанцев.
Методы исследования:
1.Подбор, обобщенный теоретический анализ методической литературы по исследуемому вопросу.
2.Экспериментальные уроки, в процессе которых проводились наблюдения, беседы с учителями школ, методистами, анкетирование.
3. Обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителями школ.
Основная цель, которой мы добиваемся на уроках литературного чтения,-овладение учащимися-азербайджанцами русской литературной устной речью.
В наших школах на сегодняшний день утвердилась примерно следующая система занятий по литературному чтению:
1. Вступительные занятия, различные по формам и занимаемому учебному времени. В эти занятия входит вступительное слово учителя, рассказ о биографии писателя и т.д.
На вступительных занятиях подготавливается необходимый для чтения словарь. Это обычно слова, которые должны войти в активный словарь учащихся и которые имеют первостепенное значение для общего понимания читаемого текста.
2. Чтение произведения. Чтение учителя, выразительное и комментированное; целевое перечитывание текста учащимися, осмысление текста.
3. Усвоение содержания прочитанного путем различного рода вспомогательных форм и приемов работы: ответы на вопросы, постановка вопросов к тексту, первоначальный пересказ по вопросам, составление коллективно в классе планов, различного рода устные пересказы.
На этом этапе закрепляется усвоение новых слов активного словаря. Все новые слова усваиваются в связной речи, направленной на усвоение содержания прочитанного.
4. Выразительное чтение учащихся как заключительно-контрольное занятие по усвоению и осмыслению прочитанного произведения.
Таким образом, работа по расширению и закреплению словаря, как и все виды работ по развитию навыков устной речи, пронизывает всю систему занятий на уроках литературного чтения в органической связи с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач, стоящих перед уроками литературного чтения.
Методика преподавания литературы – педагогическая наука о художественной литературе как учебном предмете и о путях усвоения его школьниками под руководством учителя.
Методика определяет цели и задачи преподавания литературы, раскрывает и обосновывает содержание изучаемого предмета на том или ином этапе обучения, разрабатывает методы и приемы деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.
Методика преподавания русской литературы в национальной школе тесно связана со смежными науками: литературоведением, языкознанием, педагогикой, психологией, дидактикой.