Введение

«Можно выделить два аспекта требований к правильному чтению художественного текста : техника произношения ; умение передать чувства , настроения и мысли , содержащиеся в произведении»,- считает К.В.Мальцева. В условиях работы с нерусскими учащимися разграничение этих аспектов представляется обязательным, поскольку работа над правильным произношением в процессе обучения чтению будет занимать значительную долю времени. Чтение ученика не может быть понятным, если он заменяет одни звуки другими, искажает слова, читает текст монотонно, сплошным потоком.

Правильным можно считать такое произношение читаемого текста, при котором читающий соблюдает орфоэпические нормы русского языка, читает ясно (правильность интонирования, четкость ударения и т.п.), достаточно громко и звучно.

Проблема правильного русского произношения приобретает особо важное значение, в связи с чтением стихотворений, так как в большинстве случаев стихотворный текст заучивается наизусть. Известно, что внутренняя речь для того, кто думает и говорит про себя, всегда является озвученной.Поскольку стихотворение, заучиваемое наизусть, неоднократно проговаривается «про себя», важно, чтобы уже при внутреннем проговаривании соответствующие звуки произносились верно.

Любой текст, предназначаемый для выразительного чтения, много раз прочитавается учениками дома и в классе, поэтому, если ученики допускают неправильное произношение отдельных русских звуков, то ошибки прочно закрепятся в их сознании и артикуляции.

Следует учитывать возможное влияние привычных произносительных норм родной речи. Дело не только в том, что в родном языке имеются иные звуки или общие звуки произносятся иначе, но и в том, что эти звуки входят в иные артикуляционные отношения между собой : гласные иначе влияют на согласные и т. д. Значительные трудности для учащихся представляют подвижность русского ударения, зависимость произношения гласных от расположения грамматического ударения в слове и некоторые другие особенности русского языка.

Невнимание к фонетико-орфоэпическим особенностям текста, с которыми столкнется ученик при чтении, может нанести серьезный вред : русская речь учащихся будет изобиловать ошибками в произношении, интонировании.Учителю необходимо знать наиболее характерные ошибки учащихся, чтобы заранее планировать работу по их предупреждению и устранению.

Основные категории орфоэпических ошибок, допускаемых учащимися национальных школ, следующие :

1.Ошибки, обусловленные различием в артикуляции звуков русского и родного языков.

2.Ошибки, обусловленные различием фонетических законов русского и родного языков (например, закон сингармонизма в азербайджанском языке, согласно которому все звуки слога, а также слова произносятся или твердо, или мягко).

3.Ошибки, обусловленные морфологическими и синтаксическими особенностями двух языков (ошибки на перестановку рядом стоящих звуков, выпадение гласного в послеударных звуках русских слов и т.п.).

4.Ошибки в ударении. Исключительная трудность в соблюдении русского ударения объясняется особенностями его природы, его разноместностью, подвижностью.

5.Нарушение правил русского литературного произношения (один из самых распространенных недостатков – произношение слов согласно написанию : прочитывание непроизносимых согласных, раздельное произношение предлогов с другими словами и т. п.

Таким образом, наличие многих типичных ошибок учащихся национальных школ можно объяснить специфическими трудностями, вызванными различиями фонетических систем русского и родного языков, отсутствием соответствия русского произношения правописанию.

Важнейшим этапом в обучении правильному чтению является показ и объяснения учителя. Их следует отличать от образца чтения, которое является первичным и не прерывается никакими пояснениями. Цель показа – научить учащихся правильно читать. Поэтому такое чтение сопровождается соответствующими пояснениями. Показ учителя вызывает у учащихся естественное стремление к подражанию. Они следят за тем, как учитель произносит отдельные слова, фразы, связный текст.

В своих пояснениях учитель обращает внимание и на эмоциональную сторону, на отношение автора к изображаемому. Такие объяснения дают ключ к правильному и выразительному чтению.

Следует заметить, что ученик не всегда может сразу запомнить звучание слова, фразы, поэтому для усвоения определенных произносительных навыков требуется неоднократное поворение наиболее трудных мест в текcте.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>