Функции и задачи контроля.
В учебно-воспитательном процессе как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействует и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны. Они, являясь компонентом процесса обучения, классифицируются согласно той роли, которую они выполняют в этом процессе в соотнесении с деятельностью учителя и учащихся.
Исследование функций контроля показывает, какие конкретные педагогические задачи реализуются в процессе обучения с помощью контроля.
Контроль знаний, умений и навыков выполняет в процессе обучения следующие функции: проверочную, обучающую, диагностирующую, корригирующую, управленческую, мотивационно-стимулирующую, оценочную, обобщающую, воспитательную, развивающую.
Остановимся подробно на каждой из вышеупомянутых функций.
Проверочная функция
является наиболее важной и специфической. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, то есть достижение определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний.
Оценочная функция
охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется не только стремление, мотив познания, но и желание быть хорошим и не быть плохим.
Здесь можно отметить, что в оценке деятельности учащихся заинтересованы и органы образования, которые судят по ней о деятельности учителя. Из оценочного арсенала в качестве главного инструмента учитель использует в основном отметку – балл.
Некоторые ученые (Р.К.Миньяр-Белоручев, А.П.Старков и другие) выделяют мотивационно-стимулирующуюфункцию, одной из задач которой является создание положительных мотивов учения, в нашем случае – в овладении иностранным языком. Контроль способен значительно увеличить интерес к изучению данного предмета. Это положение связано с тем, что контроль создает определенный эмоциональный контроль на уроке, помогая, в качестве подкрепления и стимула, каждому ученику видеть свои успехи, свое продвижение вперед.
С позиции оценочной и мотивационно-стимулирующей функций контроль служит способом, прежде всего обнаружения достижений и успехов школьников. Так называемый «чистый контроль», который устанавливает степень соотношения учебной деятельности с эталоном только с помощью отметки, не будет выполнять своей мотивационно-стимулирующей функции, так как в оценке результатов контроля заложен стимул, под воздействием которого формируются познавательные интересы обучаемых, стремление, мотив к познанию и одновременно желание быть личностью, вызывающей к себе уважение.
Правильно организованный контроль служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция
– важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.
Особенно тесно соединены контроль и обучения рецептивным видам речевой деятельности в чтении и аудировании. Большинство заданий и текстов в книгах для чтения, носящих обучающий характер, формируются как контрольные знания. Материал любого упражнения и задания к нему, предполагающие внешнюю роль учащихся, являются одновременно объектной базой, как обучения, так и контроля.
Исследователь неоднократно указывали на обучающую функцию контроля и отмечали, что система контролирующих знаний синтезирует ранее усвоенный материал и приобретенные умения, обеспечивает их повторение и закрепление. Учащийся, помимо тренировки в общении или действии с языковым материалом, приобретает языковой опыт, важный источник совершенствования речевых умений и навыков.
Корригирующая
функция реализуется следующим образом. Учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихся и, при необходимости, вносит определенные коррективы в приемы обучения, если он считает, что те приемы, которые он использовал, недостаточно эффективны для достижения поставленной цели. В дальнейшем учителю нужно убедиться, что коррекция дала положительный эффект. Процесс и результаты контроля очень важны для совершенствования работы учителя. Корректировочная деятельность должна осуществляться систематически, так как именно систематичность влияет на эффективность корректировочной деятельности.
Диагностирующая функция
состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции проявляется в способности произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения, обнаружив тем самым успешность или неуспешность учения, и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность.