Теоретические основы проблемы заикания.
В основном, придерживаясь традиционных представлений о предрасполагающих и производящих причинах заикания (И. А. Сикорский, Н. П. Тяпугин и другие) этиологию возникновения заикания можно представить в следующих пунктах:
1)общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка:
· возрастные особенности деятельности мозга;
· ускоренное развитие речи;
· социальных условий в развитии речи.
2)индивидуальная предрасположенность ребенка к заиканию:
· конституциональной предрасположенности;
· поражения головного мозга в раннем детском возрасте;
· аномальные черты характера;
· наследственные факторы;
· функциональные асимметрии мозга;
· соматическая ослабленность и инфекционные заболевания.
3) социальные факторы, способствующие возникновению заикания:
· влияние окружающей среды на ребенка;
· влияние хронических конфликтных переживаний;
· неправильного воспитания.
Пути к преодолению заикания.
Становлению современного комплексного подхода к преодалению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.
При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося – медицинского или педагогического. В первом случае – это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором – меры педагогические (дидактические) и в третьем – различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.
Терапевтические средствадля преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтенгери другие). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.
Хирургический метод
лечения заикания применялся с 1 века нашей эры до середины 19 века, пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Лиффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и другие). Он появился в результате понимания заикания как следствие патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.
Психотерапевтические воздействия.
С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении (Бертран, Либман, Лагузен, Меркель, Неткачев, Фрешельс, Шультес и другие). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.
Дидактические приемы.
Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающихся рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куассмауль, Ли).
Система лечебно–педагогических мер
. Первыми попытками определить систему лечебно – педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).
Опираясь на исследования отечественных физиологов – И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты – практики преодолели
тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них
все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания. В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, Ф. А. Рау, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, В. И. Селиверстов и другие своими исследованиями и практической деятельностью способствовали развитию комплексного медико-педагогического подхода к преодолению заикания.