Конспект занятия по данной методике, для детей 4 – 5 летнего возраста.
Примерное занятие по воспитанию вопросно-ответной речи у детей.
Тема занятия: «Птицы».
Цели занятия:
- развитие моторных функций, пантомимики, мимики, активности, самостоятельности, инициативы, произвольного поведения;
- развитие просодии, усвоение вопросительной интонации, вопросно-ответной речи, диалога вербального мышления;
- уточнение представлений и расширение знаний детей о птицах;
- обучение соблюдению правил игры-драматизации, поведению детей в диалогах.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Построение детей. Приветствие .
Логопед. С сегодняшнего дня у нас новое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай и вместе на этот вопрос отвечай». Какой сегодня день?
Дети. Сегодня понедельник.
Далее дети хором отвечают на следующие вопросы: «Какое сегодня число? Кто готов к занятию? Какое сейчас время года? Какая сегодня погода?» и т. д.
2. Основная часть.
Логопед. Вспомним, дети, как улетали в теплые края некоторые птицы. Вы - перелетные птицы. Ты, Алеша, какой птицей будешь?
Алеша. Я буду журавлем.
Остальные дети говорят какой птицей они будут.
Логопед. Сначала птицы долго учились летать, они то поднимали крылья, то опускали. (Дети плавно поднимают руки до уровня плеч и опускают, сгибая руки в локтях, имитируя движения крыльев.) Ножки тоже разминали: сгибали, разгибали, а потом начинали летать. (Дети приседают, встают. Затем, стоя на одной ноге, качают другой ногой вперед-назад, сгибая ее в колене. То же выполняют другой ногой. Затем, на носках бегут по кругу, одновременно имитируя движения крыльев руками.) Улетели перелетные птицы, а у нас остались зимующие.
Дети показывают названные движения. На последующих занятиях зимующие птицы вылетают на поляну, греются на солнышке, отряхиваются, хлопают крыльями, ищут корм.
Логопед. Зимующие птицы греются и ведут хоровод. Все дети спрашивают хором одного, а он им отвечает.
Дети. Ой, да что это за птица?
Ребенок. Я желтогрудая синичка.
Дети. Желтогрудая синичка! Не воробью ли ты сестричка?
Ребенок. Не могу я быть сестричкой, ведь бывает он трусишкой.
Игра-драматизация «Дома ль кум воробей?» Роли распределяются с помощью считалки. Логопед строит детей в кружок и говорит считалку с детьми, касаясь рукой на каждое слово очередного ребенка.
Мы собрались полетать,
Мы собрались поиграть,
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.
Ведущий. Приходит к воробью важный ворон.
Далее диалог ведут двое детей.
1-й ребенок. Дома ль кум-воробей?
2-й ребенок. Дома.
1-й ребенок. Что ты делаешь?
2-й ребенок. Болен, лежу.
1-й ребенок. Что у тебя болит?
2-й ребенок. Болят плечики.
1-й ребенок. Сходи в огород, сорви травку гречку, попарь свои плечики.
2-й ребенок. Парил, ворон, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.
Ведущий. Прискакала к воробью сорока.
Диалог сороки и воробья тот же, только сорока советует больные пяточки попарить травкой-мяточкой. Прилетевшая потом галка советует попарить больной животик травкой-репеек.
Воробей. Парил, галка, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.
Галка. Как же тебе помочь?
Воробей. Не знаю кумушка, не знаю голубушка.
Галка. А я придумала. Кум-воробей, отгадай три загадки и будешь здоров. Соглаен?
Воробей. Согласен.
Галка. Слушай первую загадку:
Выпал снег, но эта птица
Вовсе снега не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым …
Воробей. Снегирем.
Галка. Правильно. Ну что, легче тебе?
Воробей. Полегче, кумушка, полегче, голубушка.