Система методов воспитания
Нельзя представлять совокупность методов воспитания в качестве суммарных слагаемых. Их взаимосвязь сложнее: они не рядоположны; каждый из них реализуется лишь при реализации других; связь этих методов можно определить как взаимопроникновение. Иллюстрацией тому служит следующее. Ребенок растет в окружении книг – этот фактор становится методом воспитания при условии активного чтения книг ребенком. Но и чтение приобретает статус воспитания, только если педагог способствует осмыслению такого чтения и осознанию ценностей книги.
Социально ценностная среда через активное взаимодействие с нею ребенка выступает в своем воспитательном влиянии, а момент такой деятельности нуждается в социально-ценностной интерпретации и осмыслении его значимости в жизни человека вообще и своей личной жизни в том числе.
Каждый из этих методов, возведенный на педагогический пьедестал в оторванности от других, порождает извращенную картину воспитания. Приват средового окружения вынуждает педагога направлять все усилия на предметное обустройство школы, и тогда появляются красивые воспитательные учреждения, духовно обедненные, холодные и безрадостные. Сведение технологии и методики воспитания к организованному разнообразию деятельности создает образ фонтанирующего воспитания, где множество ярких красивых дел сменяет друг друга, но, несмотря на это, дети “дурно воспитаны”. Сужение воспитательной работы до организованного осмысления жизни
порождает образ занудливого нравоучения и пустых интеллектуальных упражнений.
Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном акте жизни детей. Правда, один из них может доминировать в специфически сложившихся обстоятельствах.
Применить, использовать метод взаимодействия со средой – это значит организовать жизнедеятельность детей как событие с окружающей средой, где каждый – часть среды и каждый – объект воздействия этой среды. Иногда его называют “средовым” методом. Полиморфность[1] среды придает средовому методу максимально широкий и потому еле уловимый характер. Взаимодействие со средой присутствует в жизни любого существа, и педагогически организованное не всегда отличишь от стихийного, спонтанного. Только приглядевшись к воспитательному процессу, протяженному во времени, можно уловить отличие в событиях детской жизни, организуемой педагогом.
Во-первых, многообразны сферы жизни, в контекст которых вовлекаются дети: природа, общество, материальное производство, персонажи. Человек как отдельный мир, отношения между людьми.
Во-вторых, выход на такое широкое взаимодействие производится с позиции современной культуры: объекты изучаются, осмысливается научный взгляд на окружающую жизнь, рассматривается различие во взглядах на мир и принимается как данность различность устройства жизни на земле.
В-третьих, во взаимодействии с миром ребенку предлагается активная позиция субъекта, действия и поведение которого являются составными элементами среды – в отличие от позиции обывателя, играющего пассивно-осуждающую роль: ”Все люди злые, ленивые, агрессивные, никто ничего не делает, чтобы улучшить обстоятельства ”
В-четвертых, в ходе взаимодействия с жизнью педагог подчеркивает амбивалентность[2] действительности, синкретическое единство добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и лжи.