Система методов воспитания
В-пятых, педагог акцентирует внимание детей в этом взаимодействии на связи “Я” человека и мира вокруг него, ставит ребенка в ситуацию свободного выбора ценностей в развернувшемся перед ребенком мире.
В ракурсе факторного рассмотрения все это один метод воспитания – педагогическая организация взаимодействия с окружающей социокультурной средой.
Организовывать воспитывающую деятельность – значит вовлечь воспитанников во все разнообразие видов деятельности, придав ей социально-ценностные черты, тем самым утверждая деятельностью активное отношение к реальности. Через деятельность формируется “Я” ребенка, но через деятельность только и может ребенок выстроить взаимоотношения этого “Я” и других.
В отличие от житейско-бытового представления о деятельности, сводимой к достижению результата: сварить суп – чтобы съесть; вымыть пол – чтобы чисто было и т. д., педагогически организуемой деятельности присущи следующие черты:
– ценностная мотивация (для кого? ради чего?);
– проживание палитры ценностных отношений (что чувствовал? что понравилось? что обнаружил);
– установление связи деятельности с последующей жизнью (что теперь в моей жизни? что я попробую изменить?);
– фиксированное внимание на социальном результате деятельности (что это дает другим?);
– рефлексия[3] по окончании деятельности (как я себя чувствовал? как работал?).
Организовать осмысление жизни как факторный метод воспитания ребенка означает постоянную и неуклонную апелляцию педагога к сознанию ребенка, его развивающейся способности отражать окружающую действительность, выявляя то, что составляет личностно-ценностный смысл: что есть другие люди для моего “Я”? что есть общество для меня? и что есть мое “Я” для общества? в чем смысл жизни? и т. д.
Выводит педагог на эти существенные вопросы жизни следующим образом:
– указывая постоянно на связь поведения ребенка с самочувствием и благополучием других людей (например “Ты любишь шалить? Пожалуйста, пошали немного, только так, чтобы другим плохо не делать”);
– предварительно рисуя возможные последствия того, что собирается сделать воспитанник (например: “Это твое право поступать как хочешь, но ведь и все имеют право изменить к тебе отношение”);
– приобщая ребенка к чтению книг. К произведениям искусства, к персоналиям выдающихся личностей, людей огромного масштаба;
– развивая интерес ребенка к событиям протекающей истории человечества и формируя привычку обдумывать получаемую информацию; и т. д.
Если педагогическая “соль” второго факторного метода прячется в духовном развитии личности ребенка – в возвышающем влиянии на него разнообразной деятельности, педагогическая сущность третьего факторного метода воспитания состоит в становлении автономного эмансипированного внутреннего мира “Я”, в развитии способности личности выбрать свою избирательную жизненную позицию, взять на себя ответственность за произведенный выбор.
Три метода воспитания – это три стороны педагогического влияния на становление личности:
– педагог способствует восприятию мира,
– педагог помогает ребенку осмысливать этот мир,
– педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.
Поэтому как только сказанное проецируется на практику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания…нет. Ведь каждый акт организуемой жизнедеятельности детей – это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога – это одновременное сочетание тонких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания – лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскрытия сущности процесса воспитания.