Организационно – педагогические условия воспитания общительности у застенчивых детей
Невнимание или недостаточное внимание родителей к детям в его количественном и качественном выражении означает утрату важнейшего воспитательного фактора — общения. В таких случаях родители оказываются неспособными проникнуть во внутренний мир детей, правильно осознать их потребности и интересы. Утрата духовных контактов и духовной близости с родителями остро переживается детьми, в конце концов, они становятся замкнутыми, перестают делиться с родителями своими радостями и огорчениями. Недостаток общения и порождает эмоциональный голод. Возникшая в обстановке дефицита общения скрытность и замкнутость детей, с одной стороны, неспособность родителей проникнуть в их мир - с другой, способствуют утере контактов между ними, порождают отчужденность (8, с. 308).
Наиболее действенной мерой по предотвращению застенчивости является последовательное целенаправленное формирование у малыша навыков общения и умения действовать совместно с другими, взрослыми и детьми (3, с. 46). Большая часть ответственности лежит на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка, его функция – приобщение к культурному наследию, общественному опыту поколений, его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности (9, с. 23).
На начальном этапе (особенно если ребенок болезненно реагирует на чужих людей - кричит, плачет, убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого и в особенности встречаться с ним взглядом) следует постепенно расширять круг пассивного общения. Не нужно сразу без необходимости приглашать к себе домой чужого взрослого человека, но можно начать разговаривать в присутствии ребёнка с кем-то посторонним или малознакомым на прогулке.
При этом обязательно надо сначала предупредить ребенка о том, что вы собираетесь сделать. Не стоит беспокоиться, что полуторагодовалый малыш не все поймет. Он почувствует ровное, спокойное состояние матери, интонацию, успокаивающие жесты - поглаживание, похлопывание, увидит ласковый взгляд, и тревожность снизится. Предупредив малыша, можно вместе с ним, держа его за руку, подойти к выбранному вами человеку и задать ему какой-либо простой вопрос: узнать, сколько времени, как пройти на ближайшую улицу, когда открывается магазин и т. п.
Надо учитывать, что у некоторых детей существует выборочная реакция на «чужих» - одни могут сильнее стесняться громкоголосых, высоких женщин, другие - пугаться незнакомых мужчин (особенно когда дома в окружении ребенка мужчин нет). Лучше всего заговорить с какой-нибудь мамой с ребенком такого же возраста или моложе. В этом случае ребенок постепенно привыкает к общению не только с взрослыми, но и с детьми (3, с. 46).
Для дальнейшего развития навыков общения наиболее подходящим местом является площадка во дворе или в парке, где ребенок уже хорошо знает ее «географию» и оборудование. На детской площадке, как правило, собирается общество детей примерно одного возраста, часть которых приходит туда постоянно (они уже хорошо знакомы между собой), а часть появляется время от времени. Нередко приходят «новенькие» дети. Поэтому детская площадка с частично постоянным, частично меняющимся составом «посетителей» - оптимальное место, где можно приучить ребёнка не бояться людей, общаться с ними, разговаривать, вступать в простейшие игры.
На детской площадке ребенок легко переходит и к активному общению. Можно сначала с помощью мамы, которая помогает ребёнку познакомиться с другими детьми, объясняет то, что сам он по неопытности не понял, предлагает детям какие-либо совместные игры. Постепенно под руководством взрослого у ребенка развивается умение понимать другого человека, согласовывать с ним свои действия, подчинять их общей цели. Ребенок становится более общительным, приобретает навыки совместной деятельности.