Организационно – педагогические условия воспитания общительности у застенчивых детей
В такой семье дети растут в атмосфере постоянных запретов, приказов, одергиваний, их часто наказывают и редко хвалят, почти не ласкают. В результате вопреки установкам родителей, которые убеждены, что делают все для того, чтобы ребенок стал сильным, настойчивым, уверенным в себе, он растет забитым, стеснительным, покорным и часто трусливым. Это естественно, поскольку родители подавляют любые попытки ребенка к самостоятельности и независимости, принимая их за проявление упрямства. Для подобных семей характерна однообразная, скучная жизнь, ограниченность внешних связей - мало знакомых, друзей, встречи, с ними редки. Дети лишены достаточных контактов в раннем возрасте, не получают опыта общения с другими людьми, навыками общения овладевают формально. Из-за обедненности эмоционального опыта они порой не понимают и не уважают чувства других людей, что затрудняет отношения с ними. Для многих детей, растущих в таких условиях, характерно сочетание запуганности, с одной стороны, и трусливой злобности — с другой. Поскольку в жестких условиях подобного авторитарного воспитания эмоциональная сфера ребенка постоянно травмируется с самых ранних пор, дети растут скованными. Стеснительность, застенчивость становятся их основной формой поведения, которая до поры до времени вполне устраивает родителей.
Однако если дети «тревожных» родителей бывают скованы только в малознакомой обстановке, при большом количестве «чужих» людей, то дети «авторитарных» родителей подобным образом ведут себя и дома. Их застенчивость преодолевается нелегко, но здесь можно добиться успеха, причем большего, чем с обидчивыми и ранимыми детьми из «тревожных» семей.
Низкий уровень развития общения у ребенка в сочетании с тревожностью (тревожность – повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу в самых разных ситуациях) (17, с. 151) и ярко выраженной неуверенностью в себе является предпосылкой того, чтобы застенчивость стала определяющей чертой характера ребенка к 6 годам.
Исходя из основных «болевых точек» застенчивого ребёнка самое главное это поднять самооценку ребёнка в той части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Необходимо проанализировать отношение взрослых (учителей и родителей) к ребёнку, смотреть на ситуации глазами взрослых. Может быть, ему не хватает выражения любви, похвалы и поддержки.
Ведь так часто взрослые обращают внимание на детей лишь тогда, когда они что-то сделают плохо,
и не замечают их достижений, хороших поступков.
Застенчивые
дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют в этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребёнка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребёнку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд не нужна ему.
Следующая задача - помочь ребёнку повысить самооценку в
конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе.
Застенчивый ребёнок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребёнком, родителям необходимо выразить убеждённость в том, что он всегда справится с задачей, а если нет, то это не беда, и ему всегда смогут помочь и он преодолеет все трудности. Если видно, что ребёнок сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, необходимо отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогут игровые приёмы и юмор, можно поговорить от имени придуманного персонажа, разыграть сценку. Это разрядит напряженность, отвлечёт от самого себя, придаст смелости.