1 - 4 человека (36 %)
отметить, что все родители не придают большого значения эмоциям ребёнка (100%), а следовательно, велика вероятность неправильного воспитания ребёнка, и как следствие, формирование родителями «фундамента» детской застенчивости. Требуется выработка методических рекомендаций для родителей, с целью изменения их поведения с детьми.
Четвертый этап
нашего исследования
включал в себя
беседу с учителем экспериментального класса (1«е»). В ходе проведенной беседы были выявлены следующие результаты:
На первый вопрос: «Имеются ли в вашем классе застенчивые дети?» учитель дала положительный ответ, обозначив при этом, что незастенчивых детей больше.
В ответе на второй вопрос о том, в чем проявляется застенчивость у учащихся, прозвучали следующие отличительные признаки:
голова часто опущена
плечи сутулые
обычно ерзают на стуле
имеют тихий голос при ответе, зная ответ на вопрос, интуитивно поднимают руку, а потом, заикаясь, не могут сформулировать его.
Третий вопрос: «Различны ли методы и средства в воспитании и обучении застенчивых детей?» вызвал затруднение у учителя. Через некоторое время она сообщила, что различий в выборе методов и средств не наблюдается.
На вопрос «В работе застенчивые ученики помогают вам или мешают?» учитель ответила, что в плане организации дисциплины с такими детьми значительно легче, они всегда спокойны и выдержаны, но когда проводятся какие–либо мероприятия (спортивные эстафеты, интеллектуальные игры), то дети отличаются пассивностью и подражанием действиям других детей.
Ответ на вопрос «Каковы взаимоотношения застенчивых и незастенчивых детей?» прозвучал так, что класс сам по себе очень дружный, но эти дети все равно зачастую остаются в стороне от играющих на перемене остальных.
По результатам опроса учителя можно утверждать: учитель также как и родители не видит в застенчивости абсолютно ничего плохого, считая застенчивость положительным проявлением воспитания ребёнка. Учитель не придаёт значения застенчивости учащихся у него детей, не корректируя методику преподавания в зависимости от особенностей ребёнка. Согласно результатам исследования учителя можно заключить, что учитель нуждается в корректировке методов обучения детей. Необходимо выработать соответствующие рекомендации для учителя.
Для диагностики уровня самооценки застенчивых детей была проведена методика «Лесенка» (Приложение 6). К эксперименту были допущены 8 учащихся, которые, по мнению родителей, являются застенчивыми.
Ход проведения:
Каждый из учеников получил листок с изображением восьми лесенок, определяющие различные аспекты. Им необходимо было поставить букву «Я» на той ступеньке, где считают нужными, эта собственная оценка их качеств. Затем ручкой другого цвета поставить букву «В» на ступеньке, указывающей, как их оценивают взрослые.
Результаты эксперимента в экспериментальном классе:
Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу здоровья – низкий.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу ума - высокий.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу красоты – низкий.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу: «Нравится ли ребёнок окружающим людям?» - средний.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу хороший ли характер – высокий.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу трудолюбия – средний.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу лжи – высокий.
Результаты эксперимента в контрольном классе:
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу здоровья – низкий.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу ума – средний.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу красоты – низкий.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу: «Нравится ли ребёнок окружающим людям?» - средний.
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу хороший ли характер –средний
· Уровень рассогласованности между мнениями детей о себе и тем как думают о них взрослые по вопросу трудолюбия – средний.