Рекомендации по совершенствованию процесса воспитания застенчивых детей.
Рекомендации учителям по совершенствованию процесса воспитания общительности у застенчивых детей:
Подготовку к общению надо понимать как формирование у младших школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности.
Обучение общению школьников, испытывающие особые трудности в этой сфере, должно осуществляться с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин.
Организовывать специальные групповые занятия по раскрепощению детей с использованием игровых приемов (см. выше), круглых столов, где бы шел обмен информацией между учащимися.
Учить младших школьников создавать ситуацию общения с конкретными детьми.
Учить детей входить в наличествующую ситуацию общения, находить темы для общения в каждом из названных случаев.
Создавать ситуацию успеха, постоянно хвалить, подбадривать
учеников.
Рекомендации родителям по совершенствованию процесса воспитания общительности у застенчивых детей:
1. Не ставить ярлык.
Если родители называют ребенка застенчивым, то постоянно обращают внимание только на его застенчивость и исключают все остальное, что не является таковым. Это отражается на поведении ребенка и влияет также на отношение к нему. Вместо этого необходимо указывать на сильные стороны ребенка. Обращать внимание на моменты, когда ребенок более общителен, чем на те, когда он застенчив. Кроме того, пользоваться описательными словами, подчеркивающими сильные стороны его поведения. Например, застенчивого ребенка лучше описывать как осторожного, осмотрительного или как все тщательно обдумывающего.
2. Интересоваться его чувствами.
Вместо того, чтобы упрекать ребенка, когда он проявляет застенчивость, лучше беспристрастно объяснить ему его возможные чувства. Иногда подобные замечания могут быть точным отражением чувств ребенка, но не служат упреком.
3. Организовывать встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства.
Позволить своему ребенку пригласить домой одноклассника после окончания занятий в школе, либо разрешить домой к товарищу, который ему, по-видимому, нравится. Чем спокойнее проходят встречи, в которых принимают участие застенчивые дети, тем менее беспокойными они становятся.
4. Родителям проявлять общественную активность.
5. Поощрять ребенка, чтобы он разговаривал дома.
Установить дома ежедневный период «хороших новостей». Во время ужина или перед отходом ко сну пусть ребенок поделится хорошими новостями прошедшего дня. Прислушиваться к тому, что он рассказывает о самых интересных событиях, случившихся с ним в течение дня, не вмешиваясь, и затем согласиться с его впечатлениями. В это время вам нет нужды давать самую высокую оценку его поведению, это просто шанс разделить с ребенком его чувства.
6. Следовать за ребенком.
Не заставлять ребенка попадать в неудобные ситуации. Вместо этого внимательно прислушиваться к тому, что он говорит, чтобы направить его затем в сторону людей и занятий, к которым он проявляет интерес.
7. Добавить остроту разнообразия.
Трудно угадать, какое занятие пробудет у застенчивого ребенка искорку интереса, поэтому обязательно принимать участие во всем разнообразии мероприятий, начиная с уроков плавания и до детского театра. Это поможет выяснить, каковы его интересы. Такой процесс напоминает пищу.
8. Заручиться поддержкой учителя.