Устное слово — источник приобретения знаний.

В процессе обучения в школе знания приобретаются не только из печатных источников, но и непосредственно со слов учителя при изложении им учебного материала. В рассказе, объяснении, лекции преподаватель в логической последовательности излагает определенную тему курса, т. е. сообщает факты, сопоставляет их, раскрывает связи между ними, делает обобщения и выводы.

Иногда вы слушаете лекции ученых по актуальным проблемам развития науки и техники, выступления специалистов различных профессий, объяснения, даваемые экскурсоводами па выставках, в музеях. Общедоступными стали радио- и телевизионные передачи. Таким образом, значительную часть информации вы получаете через слух. После окончания школы определенную долю знаний вы также будете приобретать путем слушания лектора, докладчика, рассказчика.

Очень важно с максимальной полнотой воспользоваться знаниями, поступающими от учителя или лектора. Что же надо предпринять, чтобы услышанное сохранилось в памяти надолго? Для этого нужно внимательно следить за ходом мысли лектора, не отвлекаться, воспринимать то, что вы слышите, т. е. быть активным слушателем.

Основа умения слушать — это внимание. Важным средством достижения активности внимания при слушании является ведение записей,

Некоторые из вас, не умея записывать устную речь, фиксируют все, что говорит лектор. К дословной записи не надо стремиться. Записать рассказ учитедя слово в слово невозможно, потому что устная речь опережает письменную. Дословную речь лектора или докладчика можно зафиксировать с помощью технических средств или, владея стенографическим письмом.

Как же законспектировать рассказ или лекцию учителя? Прежде чем приступить к ведению записей, надо научиться слушать. Слушание — это очень сложная умственная работа. В процессе слушания нужно понимать и записывать то, о чем говорит учитель или лектор, выделять главные мысли и связывать их между собой. Это достигается при неослабном внимании, при мобилизации воли и терпенья.

Записывание в процессе слушания следует начать с тренировок по составлению плана по рассказу учителя. После прослушанной лекции полезно пересказать ее своими словами или уточнить правильность выделенных и записанных основных положений.

По мере овладения навыками составления простого плана переходите к более развернутым записям, т. е. к составлению сложного плана. К каждому пункту простого плана записываются более подробные сведения. Это могут быть на первых порах имена, даты, названия, цифры, а затем отдельные факты, примеры.

Следующий этап овладения навыками записи — конспектирование. В конспект вносят не только положения, узловые вопросы, но и существенные примеры, факты, которые были использованы лектором для раскрытия темы. Конспект кратко, но связно передает содержание рассказа или лекции.

Основные мысли при конспектировании надо формулировать своими словами, записывать вопросы, возникшие в процессе слушания, отмечать непонятные и трудные места.

Общие выводы, сделанные лектором, также следует занести в конспект.

В процессе слушания и записывания воспринимаемый материал целесообразно классифицировать следующим образом:

План

Основные положения, раскрывающие пункты плана

Поле (для записывания собственных мыслей, вопросов к докладчику, лектору)

     

Работа над конспектом должна продолжаться после лекции. Следует дополнить конспект сведениями, выводами, которые вы не успели/записать в процессе слушания. Кроме этого, надо дописать сокращенные слова, расставить знаки препинания, по возможности исправить стиль, описки, уточнить возникшие вопросы.

Краткость записи в процессе конспектирования достигается путем сокращенного написания часто употребляемых слов. Каждый из вас может выработать и пользоваться своей системой сокращенного написания слов. Приведем наиболее принятые сокращения:

в т. ч.— в том числе,

гл. обр.— главным образом,

т. н.— так называемый,

т. д.— так далее,

др.— другие,

нац.— национальность,

пром.— промышленность,

с. хоз.— сельское хозяйство,

ж. дор.— железная дорога,

см.— смотри,

> — больше,

< — меньше,

— возрастает, вверх,

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>