Устное слово — источник приобретения знаний.
В процессе обучения в школе знания приобретаются не только из печатных источников, но и непосредственно со слов учителя при изложении им учебного материала. В рассказе, объяснении, лекции преподаватель в логической последовательности излагает определенную тему курса, т. е. сообщает факты, сопоставляет их, раскрывает связи между ними, делает обобщения и выводы.
Иногда вы слушаете лекции ученых по актуальным проблемам развития науки и техники, выступления специалистов различных профессий, объяснения, даваемые экскурсоводами па выставках, в музеях. Общедоступными стали радио- и телевизионные передачи. Таким образом, значительную часть информации вы получаете через слух. После окончания школы определенную долю знаний вы также будете приобретать путем слушания лектора, докладчика, рассказчика.
Очень важно с максимальной полнотой воспользоваться знаниями, поступающими от учителя или лектора. Что же надо предпринять, чтобы услышанное сохранилось в памяти надолго? Для этого нужно внимательно следить за ходом мысли лектора, не отвлекаться, воспринимать то, что вы слышите, т. е. быть активным слушателем.
Основа умения слушать — это внимание. Важным средством достижения активности внимания при слушании является ведение записей,
Некоторые из вас, не умея записывать устную речь, фиксируют все, что говорит лектор. К дословной записи не надо стремиться. Записать рассказ учитедя слово в слово невозможно, потому что устная речь опережает письменную. Дословную речь лектора или докладчика можно зафиксировать с помощью технических средств или, владея стенографическим письмом.
Как же законспектировать рассказ или лекцию учителя? Прежде чем приступить к ведению записей, надо научиться слушать. Слушание — это очень сложная умственная работа. В процессе слушания нужно понимать и записывать то, о чем говорит учитель или лектор, выделять главные мысли и связывать их между собой. Это достигается при неослабном внимании, при мобилизации воли и терпенья.
Записывание в процессе слушания следует начать с тренировок по составлению плана по рассказу учителя. После прослушанной лекции полезно пересказать ее своими словами или уточнить правильность выделенных и записанных основных положений.
По мере овладения навыками составления простого плана переходите к более развернутым записям, т. е. к составлению сложного плана. К каждому пункту простого плана записываются более подробные сведения. Это могут быть на первых порах имена, даты, названия, цифры, а затем отдельные факты, примеры.
Следующий этап овладения навыками записи — конспектирование. В конспект вносят не только положения, узловые вопросы, но и существенные примеры, факты, которые были использованы лектором для раскрытия темы. Конспект кратко, но связно передает содержание рассказа или лекции.
Основные мысли при конспектировании надо формулировать своими словами, записывать вопросы, возникшие в процессе слушания, отмечать непонятные и трудные места.
Общие выводы, сделанные лектором, также следует занести в конспект.
В процессе слушания и записывания воспринимаемый материал целесообразно классифицировать следующим образом:
План | Основные положения, раскрывающие пункты плана | Поле (для записывания собственных мыслей, вопросов к докладчику, лектору) |
Работа над конспектом должна продолжаться после лекции. Следует дополнить конспект сведениями, выводами, которые вы не успели/записать в процессе слушания. Кроме этого, надо дописать сокращенные слова, расставить знаки препинания, по возможности исправить стиль, описки, уточнить возникшие вопросы.
Краткость записи в процессе конспектирования достигается путем сокращенного написания часто употребляемых слов. Каждый из вас может выработать и пользоваться своей системой сокращенного написания слов. Приведем наиболее принятые сокращения:
в т. ч.— в том числе,
гл. обр.— главным образом,
т. н.— так называемый,
т. д.— так далее,
др.— другие,
нац.— национальность,
пром.— промышленность,
с. хоз.— сельское хозяйство,
ж. дор.— железная дорога,
см.— смотри,
> — больше,
< — меньше,
— возрастает, вверх,