Устное слово — источник приобретения знаний.
— убывает, вниз.
Приобретение навыка конспектирования в процессе слушания достигается тренировками. Выработайте в себе правило всегда конспектировать объяснения учителей, их лекции, выступления товарищей на собраниях, семинарах, диспутах, читательских конференциях и т. д. Используйте для этого любую возможность.
Одним из способов совершенствования навыка конспектирования является прослушивание магнитофонной записи и конспектирование записанного на пленку материала.
Учащийся Виктор Д., слушая лекцию об искусстве, сделал следующую запись, которую мы приводим полностью.
«Чехов говорил, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»; А. М. Горький в письме к Достоевскому писал: «Я уверен, что каждый человек носит в себе задатки художника и при условии более внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти задатки будут развиты»; «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком» (К. Маркс); Афоризм, принадлежащий Бетховену: «Если бы все люди стали музыкантами, то на свете не было бы войн»; «Чернышевский говорил, что прекрасное есть сама жизнь».
Из записи видно, что учащийся обращает внимание на высказывания знаменитых людей об искусстве и эстетическом воспитании. Такой подход к отбору материала допустим в том случае, если в целом знакома тема лекции, и тогда записывается только то, что является новым и незнакомым,
Трудно дать одинаково пригодные для всех рекомендации относительно того, что запомнить в процессе слушания, а что записать. Право отбора материала для записывания предоставлено вам самим. Возможно, что кто-то будет испытывать трудности, особенно на первых порах. При временных неудачах не следует огорчаться. Помните: процесс одновременного слушания и записывания — трудный вид умственной работы. Надо упорно трудиться — и вы обязательно добьетесь успеха.