Творческий путь Л. С. Ауэра
Однако сначала его выступления встречали и отрицательную оценку, особенно со стороны кучкистов - А.Бородина, Ц.Кюи. Думается, это происходило оттого, что по прибытию в Петербург Ауэр примкнул к консерваторцам, группировавшимся вокруг А.Рубинштейна. Это было как раз в тот период ожесточенной борьбы, расколовшей русскую музыкальную общественность на два противоборствующих лагеря. Но не смотря на это, кучкисты высоко отзывались об Ауэре, как квартетисте, считая его в этой области "непогрешимым авторитетом". Еще одним исключением являлась дружба Ауэра с П.И.Чайковским.
Если говорить об исполнительском репертуаре Ауэра, то в первую очередь нужно сказать, что он был выдающимся истолкователем классической музыки. Его исполнения сонат и партит И.С.Баха, концерта и квартетов Бетховена вызывали всеобщий восторг и уважение к интерпретации. Это были те произведения, которые Ауэр изучал в классе Иоахима. Наряду с ними были также изучены концерты Шпора, Гольдмарка, Бруха, Молика, которые впрочем не встретили успеха у публики и остались лишь в учебном репертуаре Ауэра. Как утверждают исследователи, современники ценили в Ауэре его художественный вкус и тонкое ощущение классической музыки, В его игре постоянно отмечались строгость и простота, умение вжиться и передать исполняемое произведение в соответствии с его характером и стилем. В этом в большой мере сказалось воспитание, полученное Ауэром у Иоахима. Скажу также, что несмотря на вышеизложенное, в исполнительском репертуаре Ауэра, как утверждают исследователи, совсем не было произведений Моцарта. Может быть, они имели место быть в его учебном репертуаре.
Наряду с этим Ауэр был горячим пропагандистом современной русской музыки, первым исполнителем некоторых произведений которой он являлся. Композиторы этих произведений высоко ценили мастерство и художественность игры Ауэра. Среди них Чайковский, написавший специально, для Ауэра "Меланхолическую серенаду", Глазунов и Аренский, Танеев со своей "Концертной сюитой". Близкий друг Чайковского Н.Д.Кашкин писал про первое исполнение Ауэром в Москве концерта Чайковского : "Скрипичный концерт Чайковского слышали в Москве много раз и от прекрасных исполнителей; но г. Ауэр, выступивший с ним в тот вечер, совершенно увлек публику виртуозным блеском и теми новыми оттенками, которые он сумел вложить в это произведение"(цит. По : "Артист", февраль, кн. 2, № 34, с.227). Своей интерпретацией Ауэр создал художественную традицию, которая живет до наших дней, как лучшая традиция русской скрипичной школы.
Ауэр был одним из тех исполнителей, которые усиленно пропагандировали творчество Брамса, плохо принимавшееся в XIX веке. Он играл его "Венгерские танцы"(в аранжировке Иоахима), сонаты и квартеты, в дальнейшем написал свою знаменитую каденцию к Концерту и не раз включал в программы своих выступлений, а позже и в репертуар своих учеников. С большой симпатией он относился к произведениям А.Вьетана, таким как "Баллада и полонез", "Цыганка", "Reverie", его Концертам.
Виртуозная литература в программах Ауэра занимала весьма скромное место. В молодости он исполнял "Moto Perpetuo" Паганини, затем некоторые фантазии и Концерт Эрнста, пьесы и концерты Вьетана.
К сожалению никто сейчас не может похвастаться тем, что слышал музыкальные произведения в исполнении этого замечательного скрипача, поэтому составить мнение об его игре мы можем только по воспоминаниям его современников. В своей игре Ауэр стремился, прежде всего, к выразительности и художественной законченности передачи музыки, он обладал "небольшим по силе, но певучим, мягким, серебристым тоном, высоким изяществом техники, виртуозным исполнением двойных нот, хроматических гамм и трелей. Исполнению Ауэра были присущи теплота и чарующий лиризм"([1], с. 6). А.Униковская, скрипачка-любительница, которая занималась у Ауэра в детском возрасте, писала в своих "Воспоминаниях": "Его понимание красоты музыки и скрипичной игры было такое глубокое и тонкое, чистота' звука, верность интонации, благородство фразировки создавали из каждой сыгранной им фразой такое чудеснейшее звуковое изваяние, совершенное по своей форме и по внутреннему содержанию, что хотелось только одного : играть, как он" (цит. По :А.Униковская, "Воспоминания").