Школа Ауэра
Не имея возможности пересказать все ценное, что содержится в этих главах, обратим внимание только на несколько положений. В главе III («Как следует упражняться») останавливает на себе внимание тезис о самоконтроле, самонаблюдении. Без контроля и самонаблюдения, говорит Ауэр, ученик только развивает и совершенствует свои ошибки. В главе IV («Звукоизвлечение») Ауэр справедливо указывает, что звук, извлекаемый из скрипки, зависит прежде всего не от канифоли, волоса или перемены направления смычка, не от смены позиций, а, как бы мы сейчас сказали, от внутреннего слухового представления о звуке. Для достижения хорошего звука ученик должен мобилизовать «всю психическую и душевную сосредоточенность, на которую он способен»( 1,стр.49).
Главы с V по IХ отведены техническим проблемам. В них Ауэр останавливается на технике правой и левой рук, дает описание штрихов, смены позиций, говорит о приемах работы над гаммами, двойными нотами и т.д. В главах Х и ХI сконцентрированы все мысли о нюансировке, фразировке и стиле, глава же ХII носит название «Нервы и игра на скрипке». Нам уже известно, какое большое значение придавал Ауэр состоянию нервной системы своих учеников.
Главы ХIII и ХIV посвящены обзору скрипичного репертуара. По этим главам можно вполне уяснить себе, каковы были личные вкусы и эстетические склонности их автора. Исполнитель «должен играть произведения многих различных мастеров и переходить от произведений одной школы к произведениям композитора совершенно иной школы. Ибо законченный скрипач должен обладать широким музыкальным кругозором; он должен чувствовать себя, как дома, во всех школах и знать репертуар каждой из них»( 1 стр.171).
Таким образом, книга Ауэра представляет собой свод его педагогических принципов. Кое-что в ней уже устарело, но большая часть его эстетических взглядов остается действенной до сих пор. Его рассуждения о стиле исполнения, его мысли о жизненной и воспитательной функции искусства, его борьба с академизмом и мертвым традиционализмом, горячая защита принципа воспитания личности артиста в глубоком подчинении всем этим высшим художественным задачам не могут не волновать и сейчас. По книге Ауэра «Моя школа игры на скрипке» еще долго можно будет учиться, и ее по справедливости нужно причислить к классическим трудам в области скрипичной педагогики.